11.10.2016

Тариф "Бурятский"

Кто устанавливает «аномальную» цену на электричество в республике

Кто устанавливает «аномальную» цену на электричество в республике.

С приближением холодов вопрос цены на электричество традиционно приобретает стратегический, если не жизненно важный статус. Уменьшение светового дня, понижение температуры — ведут за собой увеличение потребление электроэнергии, а следовательно растут и связанные с этим расходы, как у бизнеса, так и у рядового гражданина. Поэтому, даже минимальное увеличение тарифов, а порой и просто их сохранение на прежнем уровне, зачастую могут привести к катастрофическим последствиям. Подавляющее количество регионов России, особенно Сибири и Дальнего Востока, уже давно усвоили эту аксиому. Для многих местных руководителей четкое соблюдение приемлемого уровня тарифов на электроэнергию стало первостепенной, во многом — политической задачей.

Особняком на этом фоне держится Бурятия. Цена на электричество здесь в два, а то и в три раза выше, чем в соседних областях, не говоря уже о других субъектах Российской Федерации. Ситуация более чем странная, особенно, если учесть тот факт, что еще весной 2016 года, созданная по поручению Владимира Путина, рабочая группа при Минэнерго, установила для Бурятии оптимальный тариф в 2,31 рубля за кВт/час. Тогда же глава государства обратился к зампреду правительства России Аркадию Дворковичу с просьбой помочь региону войти в перечень особых зон оптового рынка электроэнергии.

Однако, все усилия федерального центра по нормализации ситуации с тарифами местное руководство, похоже, особо не заинтересовали. По крайней мере, заместитель председателя правительства Бурятии проигнорировал важные встречи и не предоставил нужные отчеты о предпринятых мерах. Вообще, большой вопрос: а было ли вообще что-то сделано местным руководством в плане улучшения ситуации с тарифами на электроэнергию. Складывается впечатление, что нет.

В ситуации с аномальными тарифами на электроэнергию пытались разобраться представители общественных организаций Бурятии и депутаты Городского Совета Улан-Удэ. Они достигли определенных успехов. Но с мертвой точки проблема сдвинулась, когда ситуацией вплотную занялся член центрального штаба ОНФ, руководитель центра мониторинга исполнения указов президента, а ныне депутат Госдумы от трех регионов Прибайкалья Николай Николаев. Именно после его визитов и обращений цену на электричество удалось снизить. Но, к сожалению, лишь на копейки. Поэтому и сейчас тарифы остаются очень высокими.

— Тема цены на электричество для Бурятии парадоксальная, — признает Николай Николаев. — Сколько уже копий сломано, сколько было решений, обсуждений, а воз и ныне там. Видимо, у такого формирования цены есть свои «интересанты» ,— подчеркивает Николай Петрович.

Трудно не согласиться с мнением члена центрального штаба ОНФ, руководителя центра мониторинга исполнения указов президента. И упомянутые «интересанты», похоже, весьма легко определяются. Поскольку все подвижки в плане смягчения тарифов на электроэнергию в Бурятии упираются в стойкое сопротивление властей региона и руководства местного филиала «Межрегиональной распределительной сетевой компании Сибири» («МРСК Сибири») «Бурятэнерго» — главного «игрока» на республиканском рынке электроэнергии. Неужели интерес упомянутых субъектов настолько велик, что позволяет игнорировать даже поручения президента России!

Эксперты же, по этому поводу, куда более категоричны. У них все больше поводов считать управление республикой и местным филиалом «МРСК Сибири» неэффективным. Мало того, у специалистов отрасли появились подозрения в коррупционной составляющей формирования тарифной политики в Бурятии

— Это просто вопиющая ситуация, — считает директор московского института прикладной политики Владимир Самойлов. — Так происходит потому, что первый заместитель правительства Бурятии господин Зубарев отвечает за энергетику, а его родной сын является заместителем директора «Бурятэнерго», которое и продает электроэнергию населению. Понятно, что тут в противоречие вступают интересы населения Бурятии и интересы родного сына. И как вы думаете, чью сторону займет папа? Папа занимает сторону сына и делает все для того, чтобы заработки «Бурятэнерго» позволяли всем жить безбедно. Как живет население, его, видимо, мало интересует. До недавнего времени даже какие-то попытки снизить тарифы не предпринимались. И пока существует эта аффилированность, ничего не изменится.

— Без первых лиц, отвечающих за энергетику в правительстве республики и первых лиц «МРСК Сибири» такая коррупция была бы недопустима, — подтверждает предположения Владимира Самойлова депутат Горсовета Улан-Удэ Сергей Иванов. — Однозначно, у нас сегодня чрезвычайно высокие тарифы на энергоносители. На сей факт не обращать внимания, не анализировать причины роста тарифов — просто невозможно. У нас были большие надежды на снижение цены на покупку электроэнергии в Бурятии. И оно произошло — почти на рубль, по сведениям РСТ Республики Бурятия. Однако тариф для населения, пусть и на три копейки, но вырос. Корень зла в том, что в Бурятии сбытовая составляющая в тарифе — всего четверть от тарифа, а три четверти — услуги сетевых компаний. Львиную долю этих услуг — более 70% — предоставляет сетевая компания «МРСК Сибири». Она включает в тариф необоснованные расходы и потери, отсюда и высокие тарифы. Это необоснованно завышенная выручка монополиста. Превышение равно как минимум одному миллиарду рублей.

Как выяснилось, на упомянутое минимальное снижение тарифов местное руководство пошло после совместного заседания «ОНФ» и «Партии Роста», на котором были обнародованы связи руководителей региона с филиалом «МРСК Сибири».

— Это была бомба, которую все СМИ Бурятии опубликовали, — отмечает Владимир Самойлов. — Видимо, после этого уже совсем ничего не делать было нельзя и правительство снизило тариф для населения аж на 18 копеек. Но при этом переложило эту нагрузку финансовую на бизнес. Причем, приписало все это себе, хотя если бы не это совещание, не этот публичный скандал, устроенный «Народным фронтом» и «Партией Роста» то ничего бы не поменялось.

У официальных лиц Бурятии, похоже, свое видение ситуации с тарифами на электроэнергию. Куда более оптимистичное.

— Для населения у нас тарифы на среднем уровне, даже ниже среднего по стране, — заявляет первый заместитель руководителя Республиканской службы по тарифам Бурятии Евгений Белов. — Для прочих тарифы достаточно высокие, но они сопоставимы с тарифами в соседних регионах, есть еще выше. Впрочем, снижать тарифы, конечно, нужно. Но работа и так ведется. Плюс работа ведется по снижению сетевой составляющей тарифа. Снижения можно добиться путем консолидации сетей.

Если перевести слова чиновника на понятный язык, то одна из причин высоких тарифов — мелкие сетевые компании. Именно они, по мнению местных властей, — виновники непомерных цен на электричество.

— Это абсурд!— считает депутат Горсовета Улан-Удэ Сергей Иванов, поскольку доля этих компаний в сетевом хозяйстве и в общей выручке сетевых компаний не превышает 10%.

— Правительство в лице Николая Зубарева и Республиканской службы по тарифам постоянно утверждают, что виновниками роста тарифов являются мелкие сетевые компании, — поясняет депутат. — Если воспользоваться простейшими законами арифметики, 10% не могут оказать существенного влияния. В то время как выручка МРСК Сибири составляет 77% в общем котле. Если отсюда отнять выручку таких крупных компаний как «Улан-удэЭнерго» и «Оборонэнерго», то доля мелких сетевых компаний оказывается совершенно несущественной.

В заверениях местных чиновников о том, что «тарифы в Бурятии на среднем уровне» усомнился и омбудсмен Борис Титов, который во время своего визита интересовался, почему в республике такой высокий тариф, если не аномальный, но близкий к этому.

На самом деле, вопрос тарифов на электричество далеко не сезонный. Это важнейший фактор роста экономики в регионе, а следовательно вопрос благосостояния жителей республики в целом. Все инвестиции в местную промышленность — бессмысленны, если высокие тарифы убивают любую возможность конкуренции, не то, чтобы с иностранной продукцией, но и даже с продукцией соседних областей.

— Для Бурятии — это очень наболевший вопрос, — констатирует Президент Торгово-промышленной палаты Республики Бурятия Игорь Зураев. — Огромная разница в тарифе на территории соседних регионов является совершенно недопустимым явлением. Данный фактор не позволяет товаропроизводителям выдерживать конкуренцию на рынке, что отрицательно сказывается на социально-экономическом развитии Бурятии.

— Невозможно нашему предпринимателю и жителю города платить такие тарифы.— соглашается с Игорем Зураевым депутат Горсовета Улан-Удэ Александр Калашников. — Надо с этим бороться. Если мы хотим, чтобы у нас была развитая экономика, нужна конкурентность. А как мы можем конкурировать с той же Иркутской областью или Забайкальским краем, если у них тарифы что на электроэнергию, что на тепло ниже. У нас в 2009-2011 годах тариф на электрическую энергию подскочил и в итоге сетевая составляющая «МРСК Сибири» поднялась за 2-3 года процентов на 60. Это выручка, можно сказать, себе. Надо относится ко всем сетевым организациям одинаково, а у нас почему-то монополист «МРСК Сибири». Это такая организация, которую нельзя задевать, нельзя трогать. А там же все основные средства проходят, расходы — обоснованные-необоснованные — тоже вопрос…

— В Горсовете была создана рабочая группа, которая занимается тарифными вопросами. И дальше будет разбираться, — обещает Александр Калашников.

Разбираться с «аномальными» тарифами на электричество в Бурятии теперь, похоже, будут не только депутаты Горсовета и общественные организации. Член центрального штаба ОНФ, руководитель центра мониторинга исполнения указов президента Николай Николаев, прекрасно осведомленный о родственных «электросвязах» и об игнорировании совещаний представителями правительства Бурятии, отметил, что эта проблема уже поднята на федеральном уровне.

— Если были какие-то совещания на уровне правительства, и их решения не исполняются, то нужно говорить уже о неэффективности правительства, — заявляет Николай Николаев.

— Складывается впечатление, что жители Бурятии просто не понимают своего счастья, — холодно иронизирует Николаев, — Кое-кому нужно понимать, что государство — не коммерческая лавочка. И основная его задача — это решение социальных проблем. У государства нет и не может быть задач получения сверхприбыли. Чаще всего такие задачи перед собой ставят отдельные личности и отдельные чиновники. Оттуда у нас появляются и коррупция, и злоупотребления.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика