Трудовая повинность в школе: учить работать или принуждать?
Эксперты Sobesednik.ru высказались по поводу предложения Минобразования вернуть в школу трудовое воспитание
Эксперты Sobesednik.ru высказались по поводу предложения Минобразования вернуть в школу трудовое воспитание.
Министр образования Ольга Васильева предложила вернуть в школу трудовое воспитание. Чтобы «взращивать в подрастающем поколении не потребительское, а созидательное начало».
По замыслу чиновницы следует вернуть известные по советскому времени сельские бригады и уборку классов. На данный момент все это не носит обязательного характера. Более того, закон «Об образовании» напрямую запрещает привлекать школьников к не предусмотренному программой труду без их личного и письменного родительского согласия.
Эксперты между тем в целом инициативу поддержали. Правда, с оговорками.
– Упомянутая возможность еще требует взвешенного обсуждения, – сказал Sobesednik.ru детский омбудсмен в Москве Евгений Бунимович. – Действующий запрет на детский труд никто не отменял, и прежде нужна вдумчивая и профессиональная экспертиза, дабы определить, где заканчивается воспитательный процесс и начинается нарушение прав ребенка.
– У нас дети всегда убирали кабинеты, и мы не видим в этом никаких проблем. – Директор центра образования №109 заслуженный учитель Евгений Ямбург отнесся к инициативе положительно. – Безусловно, недопустимо заставлять детей мыть туалеты, и сенсации здесь нет, другой вопрос, есть ли соответствующая законодательная основа.
В советское время в Средней Азии дети собирали хлопок, в сельских школах вовсю копали огороды, собирали картофель с колхозных полей. Часто было весело и ненапряжно. Но образовательный процесс страдал, и в начале 90-х годов такой подход отменили. Но теперь дело дошло до абсурда: чтобы ребенок стер за собой с доски, требуется чуть ли не договор с родителями, – сказал Ямбург.
Тем не менее, как полагает директор Центра социально-трудовых прав, зав. кафедрой трудового права НИУ ВШЭ Елена Герасимова, прежде всего необходимо определить, не превратится ли инициатива Васильевой в элемент принудительного детского труда, запрещенного международной конвенцией.
– Во многих странах детей обязуют участвовать в уборке школьных помещений, но суть заключается в осознанном педагогическом воздействии на детей, а не в принуждении к тяжкому и бесчеловечному труду, мешающему получать образование, – говорит эксперт. – Если процесс организован умно, красиво и опрятно, то, вполне возможно, налицо будет успешное воспитательное воздействие на личность ребенка. А кто сказал, что подмести в классе или стереть с доски – это бесчеловечный труд?
[:wsame:][:wsame:]