Сергей Лукьяненко: Наше ТВ врет меньше западного

Сергей Лукьяненко в интервью Sobesednik.ru похвалил российскую ТВ-пропаганду и раскритиковал популярную игру Pokemon GO

Фото: Сергей Лукьяненко // Global Look Press

Сергей Лукьяненко в интервью Sobesednik.ru похвалил российскую ТВ-пропаганду и раскритиковал популярную игру Pokemon GO.

В первой части интервью писатель рассказал о своей новой книге «Кваzи», главным героем которой стал полицейский.

Аппетиты пришлось поумерить

– Сейчас что для съемок, что для выхода книг нелучшее время – кризис, денег нет ни у читателей, ни у продюсеров. Это сильно отразится на судьбе вашего книжно-сериального проекта?

– Не думаю. У меня небольшая очередь на экранизацию «Кваzи». Просто мы пока не сошлись в понимании с продюсерами. Более того, сейчас в глубокой стадии работы еще несколько серьезных проектов по моим книгам. Деньги, как ни странно, находятся. Разумеется, всем приходится несколько умерять свои аппетиты – и продюсерам, и авторам, и актерам. Но процесс идет. Я бы не сказал, что у нас кто-то отказался от идеи снимать фантастику.

– А на выходе что? Запомнилось высказывание вашего поклонника: «Кинодозоры» прошлись по книге, как бульдозер по английскому газону».

– Может быть. Но эти фильмы заставили многих людей взять книги и прочитать. Я отношусь к киношным «Дозорам» как к самостоятельным произведениям по далеким мотивам моих книг. И в то же время как к огромному рекламному плакату.

– И поэтому готовы смириться, что они не аутентичны книгам?

– Разумеется. Я знаю, что это было не от злого умысла. Сам работал над сценарием. Видел весь процесс работы. Где-то не хватило денег, где-то – опыта.

– Вы могли бы написать русскую версию «Игры престолов»?

– Зачем писать русский вариант? Это совершенно интернациональная вещь. Она снята по прекрасной книге прекрасного писателя. Давать героям русские имена, делать кальку – бессмысленно. Надо снимать свое. Сделаем достойный сериал по той же «Кваzи» – его будет смотреть весь мир.

– Видите конкретного актера в роли главного героя?

– Нет. А то, знаете, будет, как у Стивена Кинга, который своего Роланда из «Темной башни» писал с Клинта Иствуда, а в результате его сейчас изображает чернокожий актер (Идрис Эльба. – Ред.). Так что автору не стоит загадывать. Режиссер все сделает по-своему. Хорошо, если цвет кожи оставит и не поменяет персонажу пол.

Pokemon Go – не просто игра

– На днях был опубликован отчет Роспечати, где говорится, что за последние 7 лет рынок печатных книг сократился на 40%. По-вашему, в чем причина?

– Это, конечно, падение интереса к книгам вообще. Они очень сильно вытесняются другими видами развлечений – сериалами, компьютерными играми. Вторая причина – распространение электронных книг. Ну и в какой-то мере, мне кажется, виновата косность издателей. Они часто экономят на оформлении, на рекламе. Если сравнивать с тем, как издают книги за рубежом, мы сильно проигрываем. На наши обложки – сделанные на компьютере, фотографического типа – без слез нельзя смотреть. Это устарело лет 20 назад.

Поэтому я очень рад, что для «Кваzи» мы с художницей придумали, на мой взгляд, современную обложку, которую не стыдно показать и на Западе. Она сильная, смысловая, неожиданная. И сейчас самая любимая из всех, что у меня были.

– Сценарий компьютерной игры по «Квази» писать не думаете?

– Несколько раз делал это для проектов той или иной степени успешности. Но это требует очень много времени. И по большому счету мне интереснее поработать над сценарием теле- и кинофильма.

– Покемонов, о которых сейчас все говорят, себе не завели? У вас, как писателя-фантаста, к таким вещам, наверное, профессиональный интерес. Или боитесь?

– Я не очень люблю программы, которые делают с моим телефоном или планшетом все, что захотят. Мне не нравится, что эта игра получает доступ к микрофону, к камере, что она может все это куда-то передать...

– Думаете, за вами будут следить?

– Я не параноик, но...

– Да бросьте! Это же просто игра!

– Это не просто игра, а предложение с двойным дном. Может быть, никто и не задумывал этого специально. Но ажиотажем непременно кто-то воспользуется. Даже в правилах этой игры, которые все должны принять, прежде чем установить, сказано, что ваши данные могут быть переданы спецслужбам. То есть каждый, кто запускает эту игру, по сути подписывается под тем, что кто-то будет видеть его квартиру изнутри, будет смотреть его глазами, будет читать его письма. Хорошо, если это простой школьник. А если пользователем окажется бизнесмен, чиновник или военный? Мне все это кажется неким элементом глобального слежения за людьми.

«Меня не пугает то, что говорит наше ТВ»

– А знаете, что мне кажется? Что страдающие недостатком интеллекта зомби – по меньшей мере половина нашей страны, верящая всему, что транслируется из «зомбоящика». Озлобленная и обвиняющая во всех своих бедах Америку с Украиной. Можно проводить такую параллель?я

– Она немножко натянутая, я не имел в виду ее в первую очередь. Но имеет право на существование. Мне хотелось поговорить не столько про оболванивание людей, сколько о природе разума. Живым существам разум в общем-то не обязателен. Можно обойтись и без него.

– Как это?

– Люди не сразу стали разумными. Это факт. Я понимаю, что своего рода сознание есть у любого существа. Но полноценный разум (с умением создавать, абстрагироваться) люди обрели не сразу. И как средство выживания он стал полезен далеко не сразу. Как это произошло – большая загадка. А может быть, большая случайность.

[:image:]

– Вы, Сергей, телевизор смотрите?

– Новостной канал «Россия 24» и «Первый» – тоже новости.

– И как относитесь к тому, что там навязывают?

– Любая информационная система навязывает то или иное понимание происходящего в мире. На CNN навязывают одну точку зрения, на BBС – другую, на «России 24» – третью. Но поскольку я живу в России и являюсь ее патриотом, то считаю, что надо придерживаться той политики, которую отстаивает твоя страна. Соответственно меня не пугает то, что говорит наше ТВ. По сравнению с другими, иностранными, оно врет в наименьшей мере.

– А если я не придерживаюсь политики России и замечаю ее ошибки, то я уже не патриот?

– Очень сложная тема. У нас, к сожалению, многие люди называют себя патриотами и при этом яростно желают своей стране развала, поражения, насильственной смены власти, инспирированной из-за рубежа. Для меня это слабо укладывается в понятие патриотизма. Мне скорее нравится толкование Пушкина, который говорил, что я могу сколько угодно ругать свою страну, но мне ненавистно, когда то же самое делает иностранец.

Мы сейчас находимся под большим валом пропаганды из-за рубежа. Так что говорить о своей стране плохо я не стану, потому что это моя страна. Опять же, есть американский принцип, который не грех и позаимствовать: «Плохая моя страна или хорошая, но она моя».

– И нет ничего, за что вы можете покритиковать власть?

– Есть. Я считаю, что по-прежнему мало внимания уделяется развитию экономики, производства. У нас постоянно пробуксовывают крупные инфраструктурные проекты. Без этого мы обречены быть на вторых, третьих ролях. Для России положение отстающей страны губительно.

– Скажите, вы не пожалели о словах, которые два года назад бросили в адрес Украины, назвав ее «проклятой землей, которая будет три поколения избывать свою подлость и трусость»? За что вы ее так не любите, проклинаете?

– Любовь к каким-то странам? Это непонятный мне разговор... И я не проклинал. Если бы я умел проклинать, я бы сказал это в адрес другой страны. Это была, к сожалению, печальная констатация.

Когда устроили расстрел на Майдане, я сразу увидел, к чему это приведет. Было понятно, что страну погружают в хаос гражданской войны. Вот она и будет три поколения бить по сознанию людей. Потому что люди разделились, и их дети и внуки будут нести на себе это проклятие. Ничего там не закончилось и в ближайшее время не закончится. Украина сама шла в этот капкан.

– Но с таким же успехом можно сказать, что Россия пять веков будет расхлебывать последствия своей агрессивной, безоглядной имперскости. Она уже довела себя до состояния изгоя – хоть в спорте, хоть в политике.

– Знаете, я сейчас нахожусь в Италии, смотрю на российский флаг, повешенный на ближайшем отеле, и у меня нет ощущения, что наша страна стала изгоем. Разве что в западных СМИ ее стараются преподнести такой.

Мы находимся в состоянии холодной войны с западным миром. Скажем прямо – с США. Задача США – полностью уничтожить Россию, поставить ее на колени или в какую-нибудь другую интересную позу. Я хочу, чтобы Америка жила своей жизнью, не лезла к нам, не приближалась со своими базами к нашим границам, не развязывала гражданскую войну по соседству. Вот чего я хочу.

Так что я не считаю, будто наша страна стала изгоем – наоборот, мы наконец обрели чувство собственного достоинства. Прекрасно знаю, что у «Собеседника» есть свой взгляд на мир. Тут наши точки зрения, к сожалению, прямо противоположны.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика