Пилот Литвинов: У государства до аэропортов руки не доходят
Sobesednik.ru выяснил у эксперта, пилота гражданской авиации Андрея Литвинова ситуацию с российскими аэропортами
Sobesednik.ru выяснил у эксперта, пилота гражданской авиации Андрея Литвинова ситуацию с российскими аэропортами.
23 апреля на сайте правительства России появился документ, в котором премьер-министр страны Дмитрий Медведев утвердил перечень аэропортов федерального значения. Теперь их насчитывается 91.
По данным сайта ЭкспрессАэро, ранее в России всего 52 воздушные гавани имели такой статус.
В перечень попали воздушные пристани, обеспечивающие сообщение между городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь — прим.ред.), административными центрами субъектов Российской Федерации и международные аэропорты.
Командир A-320, пилот 1-го класса, «отличник Аэрофлота» Андрей Литвинов обсудил с Sobesednik.ru ситуацию в российской авиации.
— Что это за аэропорты федерального значения и чем они отличаются от других?
— Федеральный аэропорт находится в ведении государства. Полосы, рулежки — все должно строить, ремонтировать государство. А местного значения — подчиняются местным властям.
— В каком состоянии находятся федеральные воздушные гавани?
— У нас ведь и федеральные раздолбанные аэропорты. Их ремонтируют очень медленно. Некоторые вообще, по-хорошему, нужно закрыть: они непригодны для эксплуатации. Например, аэропорты Нижнего Новгорода, Иркутска, Ростова, Томска, Новокузнецка. Они просто опасны в эксплуатации. Там [взлетно-посадочная] полоса — проселочная дорога.
[:image:]
— Почему это происходит?
—Вы обратите внимание, во многих аэропортах очень хороший аэровокзал. Его построили красивый, хороший, а полоса раздолбанная, например, как в Самаре. Потому что аэровокзал принадлежит какой-то частной компании, а полосы они (власти — прим.ред.) почему-то боятся передавать в частные руки. Получается, что сами они их не делают, а местные губернаторы говорят, что у них нет денег на полосу. Она, полоса, — федерального значения, и значит, правительство [федеральное] должно ее ремонтировать. И не выделяют деньги, потому что это дорогостоящие проекты. Но если вы сами не хотите и не можете ремонтировать полосы, то передайте их местным губернаторам.
— Лучше чтобы аэропорты были государственными или частными?
— Думаю, аэропорты должны быть государственными. Но возьмите наших губернаторов — это государство в государстве. Нужно аэропорты переподчинить местным властям, выделить им деньги и спрашивать с них. Они отмахиваются, а у государства своих проблем хватает, до аэропортов просто руки не доходят.
— Может быть сейчас перед чемпионатом мира по футболу отремонтируют аэропорты?
— Где у нас Олимпиаду проводят, там сразу дороги появляются. Но для того чтобы привести в порядок все аэропорты, нужно научиться обязательно играть в футбол? Нужно независимо от Олимпиады, от футбольного чемпионата мира приводить аэропорты в порядок. И мы говорим об этом уже 25 лет. 25 лет никто этим не занимается. Ну кое-какие привели в порядок. Как можно всерьез воспринимать нас, когда у нас 91 аэропорт федерального значения плюс остальные, ну, может, 150 от силы наберется. А в Америке той же — полторы тысячи аэродромов разного значения. Наша какая страна — и Америка.
— В США и авиасообщение лучше развито, и малая, частная, авиация сильно развита.
— Конечно. А как у нас будет развиваться частная авиация, когда у нас региональная авиация в такой заднице, что я не знаю, сколько лет ее будут доставать. Ведь до чего мы дошли: сейчас [ввести] санкции на запчасти для Boeing и Airbus — и все, у нас остановилась вся авиация в стране, летать не на чем будет. Начнем передвигаться на поездах. Нужно свою авиацию развивать, свои аэропорты ремонтировать. Вот новость появилась три дня назад, что в Кемерово откроются три направления за границу, на отдых, в курортные места. А до этого было, что человек должен прилететь в Москву из Кемерово, а из Москвы лететь уже куда-то дальше. Все летят через Москву.
— Такая схема перелета создает какие-то дополнительные проблемы?
— Во-первых, это сразу перегружен московский авиаузел. Потому что все летят сначала в Москву, а потом дальше. А зачем? Сделайте хороший аэропорт в Иркутске, в Кемерово и пусть оттуда летают напрямую. Одно дело в московской зоне находятся 50 самолетов, а другое дело — 300. Это нагрузка на диспетчеров, на экипажи, на аэропорты московские.
— Вообще, аэропорт способен принести деньги региону или он больше забирает их?
— Аэропорт, конечно, требует денег, но у нас же хватает денег на Олимпиаду. После пьянки наступает похмелье. Также и с Олимпиадой — погуляли две недели, потанцевали, попрыгали, а дальше-то жить надо. Лучше, наверное, выделить деньги на долгосрочные проекты, которые пригодятся еще и следующему поколению.
[:wsame:] [:wsame:]