Труп животного на Марсе: можно ли верить новой сенсации?

Фото: Марсохода Curiosity // Global Look Press

Скелет ящера, якобы обнаруженный на Марсе, — это нелепая попытка выдать желаемое за действительное, заявил учёный.

— Если бы я прочёл эту новость в ненаучном издании, я бы не поверил, — сказал доктор физико-математических наук, заведующий отделом физики звёздных систем Института астрономии РАН Олег Малков в связи с сообщением об обнаружении на Марсе окаменевшего скелета ящера. — Потому что все знания, которые мы имеем о Марсе, говорят о том, что прошлое этой планеты было непохожим на её настоящее, в частности, возможно, там текла какая-то жидкость. Но химической состав атмосферы и той жидкости очень не похож на земной. Если там что-то и было, то это настолько непохоже на земную жизнь, что трудно и гадать.

13 мая стало известно, что астрономы-любители разглядели на одном из снимков марсохода Curiosity окаменевшее туловище ящера, наполовину засыпанное грунтом. Космическое агентство NASA проигнорировало информацию о находке.

[:image:]

В связи с этим Олег Малков отметил, что любительская астрономия — это дело благое, поскольку, во-первых, из простых любителей порой вырастают настоящие профессионалы, а во-вторых — некоторые серьёзные астрономические задачи — например, открытие звёзд и планет — вполне под силу людям, которые увлечены изучением космоса. Однако смешно, когда любители занимаются квазинаучными вещами, считает эксперт:

— Это [ящер на Марсе] попытка выдать желаемое за действительное. Со времён «открытия» каналов на Марсе людям очень хотелось найти на этой довольно близкой от нас планете братьев по разуму. Это совершенно естественно, это [заложено] в человеческой природе, и мы этим до сих пор занимаемся. Но мы должны отчётливо отделять реальное от кажущегося. Для того нужны профессионалы — чтобы, условно говоря, бить любителей по рукам и указывать, что вот это не совсем то и не нужно выискивать скелеты или какие-то мордочки на Марсе, когда это всё можно объяснить игрой света и тени, оптическими эффектами.

[:wsame:]

При этом научный сотрудник Института астрономии РАН полагает, что СМИ должны писать даже о самых странных находках на других планетах, потому что это побуждает некоторых людей заняться серьёзными исследованиями.

— Я знаю много людей, которые в своё время видели странные, глупые сообщения, потом в этом разбирались, выясняли, что это не так, и становились экспертами в этой области, — сказал Олег Малков, который и сам пришёл в науку благодаря любительской астрономии.

Ещё наш собеседник рассказал, что в своё время он трудился в специальной службе Института астрономии РАН, которая работала с населением — в частности, отвечала на письма граждан. По словам Олега Малкова, такие службы есть во всех уважающих себя учреждениях, включая, конечно, и NASA.

[:wsame:]