Времена Раскольниковых. Почему россияне идут на преступления

В неспокойные времена вроде кризиса россияне, увы, все чаще могут совершать странные и жуткие поступки

Фото: Испугавшись, люди совершают то, что им не свойственно // Global Look Press

В неспокойные времена вроде кризиса россияне, увы, могут совершать странные и жуткие поступки.

[:rsame:]

Многодетная мать вдруг совершает бессмысленное зверство, чиновник убивает за копейки, бизнесмен прыгает из окна гостиницы... Частные поступки нездоровых людей или симптомы больного общества? Социологи полагают, что текущий кризис, который власти предлагают нам перетерпеть, порождает протест – бунт «маленького человека».

Казнь по-семейному

Небольшое село Мухен Хабаровского края – местечко с заурядной историей. Некогда рабочий поселок, а теперь депрессивный.

– Раньше там добывали лес, работали предприятия, потом все закрылось и туда стали расселять бичей из Хабаровска, перебирались разные асоциальные личности, – рассказывает руководитель следственного отдела по району имени Лазо Наталья Зарагулова. – Но проживали здесь и нормальные люди.

К примеру, 33-летняя мать семерых детей Марина Т. Она тоже переехала из Хабаровска в Мухен лишь два года назад, купила дом по маткапиталу. Но асоциальной не была – не пила, не гуляла, одна заботилась о детях. Как говорили в поселке – обычная многодетная мать-одиночка. Не героиня, ну что ж. Старшие дети – трудные: 15-летняя дочь была, как говорят, обиженной на жизнь и агрессивной, а сын (14 лет) состоял на учете в ПДН и полиции за мелкие кражи. Средний – мальчик шести лет – страдал врожденным ДЦП...

[:image:]

Но Марина до поры справлялась. Ей бы как-нибудь дозвониться на прямую линию с президентом, попросить платьице для дочки или качели. Или на худой конец пойти к губернатору – многодетным ведь у нас везде дорога. А она вместо этого вдруг возьми и... убей сельского почтальона – тоже молодую женщину 30 лет.

– Как-то к ней в гости приехала подруга из Хабаровска, жаловалась на проблемы: они с мужем судились из-за ребенка, – рассказывает Наталья Зарагулова. – Марина пригласила их пожить у нее. Подруга возразила: мол, у вас ни условий, ни места, ни игрушек. Слово за слово, и они решили, что нужно кого-то убить. Вспомнили про почтальона, которая раз в месяц приносила детские пособия. Продумали преступление: решили, что старшая дочь будет убивать женщину ножкой от стула, а мать – подавлять сопротивление и потом обеспечивать алиби.

Столь «гениальный» план в итоге провалился: когда 18 ноября почтальон пришла с очередным визитом, дочь в одиночку не справилась. Мать подсобила, придушив жертву удлинителем. Тело отправили в подпол, позже экспертиза покажет, что на тот момент женщина была еще жива. Двор и дом убийцы засыпали перцем, чтобы сбить со следа служебных собак, в этом им помогал старший сын.

– Остальные дети на момент преступления были заперты в бане, хотя позже 10-летний мальчик пояснил нам: он понимал, что творится, – уточняет следователь.

[:same:]

«Среда заела»

Младшие дети сейчас проходят реабилитацию, вскоре им предстоит расселиться по разным приютам. Преступление раскрыли через два дня: старшего сына вместе с подругой матери задержали в Хабаровске, при них была часть украденных денег – 18 тысяч рублей. В целом добыча составила 160 тысяч – столько пособий и пенсий приходится на всех нуждающихся жителей Мухена.

– Жители поселка до сих пор в шоке от произошедшего: Марину здесь считали очень положительной и адекватной, – говорит Зарагулова.

И мать, и дочь признали свою вину. Марина рассказала, что на изъятые у жертвы деньги успела купить зимнюю одежду и обувь, два смартфона, а дочь сходила в парикмахерскую. Как считает следствие, преступление совершено по корыстным мотивам.

– Сгубить девять жизней ради 160 тысяч – разве это назовешь корыстью? – сомневается психолог Наталья Уколова. – В какой момент нравственные барьеры рушатся и порядочный член общества перешагивает черту? Почва к такому перерождению подготавливается месяцами, а последней каплей обычно служит какой-нибудь пустяк. Подобные абсурдные преступления редки: может, одно на тысячу. В кризисные времена их вероятность повышается даже не столько из-за экономических причин – растет общий уровень тревожности социума. Человек резче ощущает общее смятение и собственное одиночество. А потом и сам толком не может объяснить, почему поступил вопреки обществу и себе – «жизнь тяжелая», «среда заела», «от всего устала». Это не причины, это сигналы для всего социума.

[:image:]

Так, в сентябре успешный бизнесмен, вице-президент филиала иностранной компании совершает смертельный прыжок из окна столичной гостиницы. До этого он около часа сидит на подоконнике, объясняя зевакам, что ему «все надоело». Не менее абсурдным кажется преступление и сотрудника ФСИН в Приморье, недавно приговоренного к 17 годам колонии. Апрельской ночью он отправился на поиски денег, чтобы выплатить кредиты. Забрался в дом 73-летнего дачника, когда хозяин проснулся, забил его до смерти. Добычей убийцы стали продукты питания, микроволновка и пневматическая винтовка общей стоимостью в 4,5 тыс. рублей.

– В сложные времена с людьми могут происходить странные пертурбации, точно по Достоевскому, – считает социальный психолог Алексей Рощин. – Хотя для нас эти времена только начинаются, общество пока в стадии отрицания. Люди воспринимают происходящее инфантильно: все временно. Так говорят пропаганда, президент, согласиться с ними удобней всего. Но на самом деле люди в это не верят, они боятся. Происходит вытеснение по Фрейду, что ведет к странным вспышкам насилия, агрессии, когда работник вдруг берет дырокол и убивает начальника, а многодетная мать кидает поч­тальона в погреб. Это бунты «маленького человека», внешне вроде ничем не мотивированные.

Причины падения

Правда, в большинстве случаев трагедии происходят по вполне очевидным причинам. В «черный вторник» 16 декабря 2014 года 68-летний бизнесмен Иван Шеваршидзе зашел в дорогой столичный отель и, поднявшись на второй этаж, пустил пулю в голову. Судя по документам, которые нашли при нем, суицид был напрямую связан с обвалом рубля. За день до этого 26-летний житель Челябинска повесился прямо в собственном магазине, который он открыл летом, взяв для этого крупный заем в банке. Очевидно, что расплатиться по кредиту молодой человек уже не надеялся.

[:image:]

– У нас не проводятся масштабные социологические исследования по теме. Но известно, что рост безработицы лишь на 1–2% провоцирует рост суицидов, превышение инфляции увеличивает статистику разводов, понижает рождаемость, – говорит социолог Андрей Коннов. – Кто изучал эти процессы в кризисы 98-го, 2009 годов? Но они происходят, как и рост т.н. социальных преступлений. Нам говорят, что подобные явления в общей статистике незначительны. Но мы знаем, что сейчас 100 тысяч людей «попали» на валютной ипотеке. Из них пойдут на преступление не больше 5%. А если из-за подорожания лекарств и продуктов еще 5% отчаявшихся пенсионеров перешагнут черту? Каков будет процент маргинализации среди людей, потерявших бизнес? В сумме получаем немалую цифру. Очевидно, что в криминальной статистике этих людей не будут обозначать как «жертв кризиса». Очевидно и то, что в благополучных условиях они бы не пошли на эти шаги.

Хотя наши люди уже приучены к кризисам каждые 10 лет, но запаса стойкости на очередной трудный период может и не хватить.

– Тем более что у нас нет никакой страховочной сетки для людей, потерявших работу или бизнес, – считает Рощин. – То же пособие по безработице не покрывает реального прожиточного минимума, через месяц-полтора тебе грозит голодная смерть.

...Из новогодней сказки с запахом мандаринов и шампанского мы возвращаемся к реальной жизни, где цены, налоги, кредиты, риск увольнения и лишь один совет свыше – затянуть пояса. У всех ли найдутся ресурсы ему последовать?

/кстати

место в списке самых стрессовых стран мира после Гватемалы, Монголии, Македонии, Пакистана (а наибольший стресс испытывают жители Нигерии). При составлении рейтинга эксперты учитывали степень социального неравенства, количество безработных, число убийств на 100 тыс. населения, уровень ВВП. Обрабатывались данные за июль прошлого года. Не исключено, что сейчас рейтинг стрессовости подрос.

Также любопытную статистику в ноябре опубликовала Генпрокуратура РФ. Хотя количество преступлений за 9 месяцев 2014 года сократилось на 2% (по сравнению с аналогичным периодом 2013‑го), однако число регионов, где фиксируется рост преступности, выросло с 21 до 31. Почти половину преступлений составляют хищения имущества, в том числе кражи, грабежи и разбои.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика