87 лет рискованного профессионализма и 150 см оптимизма
Врач из Рязани Алла Лёвушкина получила престижную медицинскую премию «Признание». На родине ее признали уже давно: 87-летняя Лёвушкина – известный в городе хирург
В нашей рубрике мы рассказываем о людях весьма преклонного возраста, которые, однако, не утратили вкус к жизни, активности которых молодые могут позавидовать. Сегодня в рубрике человек просто уникальный. Недавно врач из Рязани Алла Лёвушкина получила престижную медицинскую премию «Признание». На родине ее признали уже давно: 87-летняя Лёвушкина – известный в городе хирург, который до сих пор почти каждый день встает к операционному столу.
«Вставала на подставку и оперировала»
Алла Лёвушкина оперирует уже больше полувека. В медицину пошла под впечатлением «Записок врача» Вересаева, с легкостью поступила в главный медвуз страны – Первый МГМУ имени Сеченова, с дипломом вернулась в Рязань лечить болезни щитовидной железы.
– Однажды к нам в больницу пришло направление на курсы проктологии, – вспоминает Алла Ильинична. – Тогда эта отрасль была не развита, геморрой лечить не умели, не говоря уже о тяжких заболеваниях. Я заинтересовалась, но поехать не могла: умер папа, мама была плоха, и ей нужна была моя забота.
Через несколько месяцев оказалось, что направление трижды обошло все рязанские больницы, однако коллеги Лёвушкиной посчитали проктологию делом непрестижным и московские курсы проигнорировали.
– Тогда я поняла: это судьба, – рассказывает она.
В облздраве доктора Лёвушкину стали отговаривать, устроили дискуссию и никак не могли прийти к общему мнению.
– Пока один доктор не сказал: «Да вы посмотрите, какого она роста. Ей только проктологией и заниматься», – со смехом говорит Лёвушкина, рост которой действительно всего 150 см. Она вообще бабушка с юмором – шутит много, над собой – часто.
После курсов Алла Ильинична принимала больных в поликлинике, делала операции в стационаре, а еще работала в санитарной авиации.
– Мне очень эта работа нравилась, врачей из области вызывали, как правило, на сложные случаи, – рассказывает она. – Я прилетала, становилась на подставку у стола и оперировала.
[:image:]
«Пенсию я даже не заметила»
Когда наступил пенсионный возраст, Алла Ильинична даже не заметила. Продолжала, как и раньше, оперировать и летать по области. Правда, пришлось уступить место заведующей проктологическим отделением молодому коллеге, но Лёвушкина говорит, что без сожаления – главное, что скальпель не пришлось никому отдавать.
Сейчас ей 87 лет, и она по-прежнему работает, правда, уже не на две ставки, как раньше, а «всего лишь» на одну. Рабочий день доктора Лёвушкиной начинается в 8 утра с приема больных в поликлинике. После 11 она идет в больницу делать операции. У Аллы Ильиничны четыре операционных дня в неделю, в год – до 150 операций. В этом ей помогает хирург-ассистент Владимир Добровольский.
– У Аллы Ильиничны надо учиться, – говорит он. – Возраст? Он ни при чем, когда голова соображает.
Лёвушкина и сама ассистирует коллегам на сложных операциях.
– В нашей работе не может быть «я», – объясняет она. – «Я сделала», «я провела» – это неправильно. На полостных операциях, которые длятся 2–3 часа, работаю только в качестве ассистента. Уже тяжело по несколько часов над столом стоять.
Врач, оперирующий на девятом десятке, кого-то испугает: все-таки это ювелирная работа, где главное – точность рук. Но коллеги уверяют, что у Лёвушкиной рука твердая и точная, а опыта столько, что молодым хирургам разве что рядом стоять.
– У всех людей есть анатомические особенности, – объясняет Александр Мотин, заведующий 1-м хирургическим отделением больницы №11, где работает Лёвушкина. – Алла Ильинична стольких людей на своем веку видела, что знает, как действовать в любой ситуации.
Пациенты к доктору Лёвушкиной идут постоянно, иногда подходят за консультацией прямо на улице – она не отказывает. С врачами лучше всего работает сарафанное радио, а Лёвушкина поставила на ноги не одно поколение рязанцев.
При этом она говорит, что существуют вещи, которые даже ей не подвластны: «Никогда не знаешь, как пойдет выздоровление и что будет с больным». Поэтому Лёвушкина верит в Бога и считает, что всё в его власти. Вопрос спорный, но многие врачи – верующие.
– Мы с вами сейчас поговорим, и я пойду в церковь свечку за пациентку поставлю. Я раньше была фаталисткой, верила в судьбу, а потом поняла: это не судьба, а Бог.
[:image:]
«Дворовая порода – моя любимая»
Лёвушкина живет в однокомнатной квартире, которую делит с восемью кошками. У нее свой секрет, как не страдать от одиночества и ненужности: ей просто некогда. Когда Алла Ильинична не на работе, она ухаживает за племянником-инвалидом. Если занята, вызывает сиделку, работу которой сама оплачивает. Дома нужно кормить и убирать за кошками. За окном у нее висит кормушка, полная семечек и проса, а в сумке всегда лежит кусок колбасы. Доктор Лёвушкина знает каждую бродячую Мурку, каждого бездомного Шарика в округе.
– Дворовая порода – моя любимая, – улыбается она. – Всем нужны породистые, а мне нравятся дворняги.
Алла Ильинична долгие годы живет по одному принципу: ложится спать поздно, встает рано, о себе думает меньше, о других – больше. Никаких чудесных систем питания у нее нет, разве что один принцип: пища должна быть тщательно пережевана.
– Я не сторонница диет, – рассказывает она. – Когда нет поста, могу и шашлык съесть, и свинину.
Она очень любит читать – говорит, это держит мозг в тонусе. А вот сериалы вообще не смотрит, предпочитает познавательные радиопередачи.
Она, конечно, уникальна, но, как и все в таком возрасте, временами чувствует себя неважно – поднимается давление, болят суставы, случаются простуды. Лёвушкина старается не зацикливаться – выпивает таблетку и бежит на работу. Коллеги не удивляются. Говорят, она всегда была такой – упрямой, точной, обязательной. 87 лет человеку, а сил столько, что хватит еще не на одну сотню операций. Голова работает, рука крепкая, а что еще хирургу надо?