08.04.2014

Первая леди Башкирии. На самом деле - первая

Трудно переоценить роль женщины в жизни мужчины. Особенно если этот мужчина облечен властными полномочиями и все время находится на виду. Министр, например. Или даже губернатор. А то и президент целой республики.

Фото: Гульшат Хамитова //

Трудно переоценить роль женщины в жизни мужчины. Особенно если этот мужчина облечен властными полномочиями и все время находится на виду. Министр, например. Или даже губернатор. А то и президент целой республики. 

Всегда любопытной публике нужно знать: чем занимается жена первого лица, хороша ль собой, как одевается да ладно ли живут? И если в советские времена жёны высокопоставленных чиновников не слишком отсвечивали в СМИ, то нынешние половинки современных политиков активно участвуют в общественной жизни, занимаются благотворительностью, учреждают более или менее полезные фонды и всюду сопровождают своих чиновных мужей. А особо амбициозные и вовсе забирают бразды правления в свои руки, оттесняя мужей на второй план, как это, кажется, случилось в Республике Башкортостан.

Скромность женам не к лицу

Сегодня трудно отследить, когда именно СМИ вдруг обнаружили, что все чаще и чаще на официальных и светских мероприятиях сам президент Рустэм Хамитов оказывается кем-то вроде свадебного генерала, тогда как все внимание журналистов переключается на его супругу. На фото Гульшат Гафуровна всегда в центре. Забавно, но факт: даже у избирательной урны во время выборов главы государства жена башкирского президента позирует фотографу с широкой улыбкой, а где-то за ее спиной в отдалении маячит Рустэм Закиевич. 

Впрочем, чего лукавить? Скромность и тактичность, видимо, уже не считаются главным украшением женщины. Меньше всего Гульшат Хамитова напоминает восточную ханум, важнейшая задача которой – обеспечить мужу крепкий тыл и доброе имя, не высовываясь из-за его плеча. Именно такой была ее предшественница Луиза Рахимова: о ее роли в политике, проводимой Муртазой Рахимовым, первым президентом Башкортостана, можно было лишь догадываться, хотя и судачили в свое время много. Луиза держалась в тени чиновного супруга, однако, по слухам, оказывала своему мужу большую поддержку в деле управления республикой. Как и Гульшат, влияла на назначение и увольнение мэров, принимала участие и в организации крупных сделок в сфере экономики. Однако ни тогда, ни сегодня нельзя упрекнуть ее в том, что она ставила мужа в неловкое положение перед общественностью своими поступками. Это-то и называется чувством такта. Которого, судя по всему, нынешней первой леди Башкирии катастрофически не хватает. 

Впрочем, ценности имеют обыкновение с течением времени изменяться. В числе дамских достоинств давно уже числятся напористость, прагматичность и предприимчивость в противовес скромности, рассудительности и тактичности. 

[:image:]

Кто в Башкирии расставляет кадры

Гульшат Гафуровна, отличающаяся, по мнению журналистов, умом и сообразительностью, на редкость быстро это просекла. Супруга президента Башкирии, говорят знающие люди, в короткие сроки сумела полностью взять под свой контроль кадровые вопросы в республике. 

Так, например, вице-мэр Александр Филиппов с подачи жены Хамитова был назначен распоряжаться имуществом Уфы. Говорят, что Гульшат протолкнула его на это место, чтобы укоротить прыть амбициозного Ирека Ялалова, главы администрации городского округа Уфы. 

Полно и других примеров. Так, не обходит своим вниманием супруга президента и сферу здравоохранения. И это в общем-то понятно: госпожа Хамитова по профессии врач функциональной диагностики. А теперь, на посту председателя попечительского совета благотворительного фонда «Мархамат» (в переводе с башкирского – «милосердие»), Хамитова и вовсе заинтересована, чтобы на нужных позициях в медицине располагались лояльные ей люди. 

Потому, по слухам, и лишились своих должностей главные врачи ГКБ №21 и ГКБ №22 – Назир Хафизов и Гафур Ишмухаметов. Ибо сотрудничали не с подвластной Гульшат Хамитовой структурой, а с другой – с благотворительным фондом «Урал».

Ну а кресла руководителей больниц, не успев остыть, тут же были заняты назначенцами жены президента – Гульнарой Мустафиной и Ириной Карамовой. Первая работала заместителем руководителя в республиканском перинатальном центре и – надо же, какое совпадение! – является близкой подругой и доверенным врачом Гульшат Хамитовой. Вторая возглавляла республиканский кардиоцентр, и после ее перевода на работу в больницу №22 место главврача центра освободилось – оп, опять совпадение! – для другой подруги супруги президента, Ирины Николаевой. Нужно ли говорить о том, что обе городские клинические больницы немедленно прервали сотрудничество с благотворительным фондом «Урал» и сосредоточились на «Мархамате»?

Боятся, значит, уважают?

Генеральный директор ОАО «Региональный фонд», председатель постоянной комиссии совета городского округа г. Уфы по правовым вопросам, охране прав и свобод граждан Юрий Смирнов своим продвижением по карьерной лестнице также обязан супруге Рустэма Хамитова, заинтересованной в продвижении к ключевым постам преданных семье президента людей. 

Поговаривают, что чиновники не так уважают президента Хамитова, как боятся его властной ханум, умело направляющей мужа в нужное ей русло и тасующей его руками кадры. 

Впрочем, кадровая политика в Башкирии – не единственная сфера, где супруга Рустэма Хамитова чувствует себя полновластной хозяйкой. В последнее время все чаще и чаще ее  активность проявляется и в экономике. Что, кстати, уже не преминуло сказаться на наполняемости республиканского бюджета. Так, МВД Башкирии расследует уголовное дело по факту причинения ущерба государству на сумму около 10 миллионов рублей. Столько недополучила казна Башкортостана в результате ловко организованной операции по переводу средств республиканского Фонда развития и поддержки малого предпринимательства из двух коммерческих банков в Промтрансбанк, косвенно аффилированный с семьей президента через его владельца Ильдара Мухаметдинова, близкого друга и спонсора возглавляемого Гульшат Хамитовой фонда «Мархамат». 

Кроме того, в этот же банк в последние годы по неофициальным рекомендациям неких лиц, приближенных к Рустэму Хамитову, на обслуживание были переведены крупные региональные государственные предприятия. Из материалов следствия явствует, что деньги Фонда развития и поддержки малого предпринимательства хранились на депозитах Акибанка и Башкомснаббанка под 8–8,26% годовых. Оба банка право на размещение средств гарантийного фонда получили на конкурсной основе в 2011 году. И государственный контракт с ними должен был закончиться в ноябре 2014 г. 

Однако в августе 2013-го министерство экономического развития Башкирии распорядилось отозвать деньги фонда с депозитов и перевести их в ООО «Промтрансбанк». Вот тут-то, полагают следователи, государство и потеряло деньги на выплате процентов. ПТБ на конец декабря минувшего года начислил фонду проценты в размере 6,1 миллиона рублей. А по прежним контрактам фонд мог бы получить все 16 миллионов, если б кому-то в голову не пришло перевести депозиты в банк Ильдара Мухаметдинова. По предварительной оценке следователей, ущерб государству причинен на сумму не менее чем 9,8 миллиона рублей.

Если уж Гульшат что-то задумала, то так или иначе, сама или через мужа-президента обязательно «задумку» продавит, уверяют в Башкирии сведущие люди. 

А что же чиновный муж первой леди Рустэм Хамитов? Как реагирует на бурную деятельность своей супруги и многочисленные неприглядные слухи, связанные с ее именем? Судя по тому, что Гульшат Хамитова по-прежнему маячит на первых полосах башкирских газет едва ли не чаще, чем он, глава республики, – никак. 

Суровкин Василий

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика