Чудаковатый, неугомонный и… Каким на самом деле был Александр Починок
Исполнилось девять дней, как не стало Александра Починка, экс-министра и экс-сенатора. Жизнь сводила его с сотнями политиков самых разных взглядов. И, пожалуй, только смерть такой яркой личности, какой был Александр Петрович, и могла их объединить
Исполнилось девять дней, как не стало Александра Починка, экс-министра и экс-сенатора. Жизнь сводила его с сотнями политиков самых разных взглядов. И, пожалуй, только смерть такой яркой личности, какой был Александр Петрович, и могла их объединить.
Чудаковатый
В начале 90-х мне часто приходилось бывать в Белом доме. Починок тогда был депутатом, членом ВС РСФСР. Поначалу его воспринимали как чудаковатого молодого (ему было немного за 30) ученого-экономиста. Но стоило ему начать говорить, и вы уже переставали замечать его оттопыренные уши (за которые его еще в детстве дразнили Чебурашкой), движения, словно на шарнирах (за что он получил еще одно прозвище – Самоделкин, был такой персонаж советского мультика). Он покорял своей эрудицией, феноменальной памятью, нестандартными выводами. На его лекции в Плехановском институте всегда собирались толпы студентов с разных потоков.
[:image:]
– Многие политики 90-х затерялись в нулевые годы, – говорит давний знакомый Починка Виктор Похмелкин. – А он не потерялся: был очень ярким, профессионалом высочайшего класса. Даже Егор Гайдар с другими экономистами, в том числе либеральными, часто спорил, а с Починком – никогда, всегда безоговорочно принимал его точку зрения.
Любознательный
– В Александре всегда жил любознательный мальчик, – вспоминает друг Починка – адвокат Вадим Клювгант. – Он каким-то образом умудрялся иметь самую свежую информацию практически обо всем – от того, что происходит в мире, стране, науке и искусстве, до бытовых мелочей. Это очень облегчало нам жизнь: в начале 90-х в Москве было туго с продуктами. А мы, депутаты иногородние, жили в гостинице, где снабжение было отнюдь не роскошным. Так вот, Починок каким-то непостижимым образом всегда точно знал, на каком этаже еще остались сосиски.
Клювгант и Починок – оба с Урала. Починок родом из Челябинска, а Клювгант – из Магнитогорска, где в 1993-м был мэром и куда Александр приехал вести свою избирательную кампанию. Жил он тогда у Клювганта.
[:image:]
– Починок был удивительно непосредственным, – рассказывает адвокат. – В политике это редкое явление. Вы знаете, как он проводил свою предвыборную кампанию? Он пешком исходил многие километры сельских дорог, меся сугробы ради встречи с людьми, чтобы объяснить им свою позицию и то, что произошло в Москве (буквально перед этим был расстрелян Белый дом – очень непростое время). Это было настоящее самопожертвование.
Необидчивый
– Он был готов на многое ради результата, – вспоминает Ирина Хакамада. – Помню, Черномырдин мне однажды бросил, мол, если хочешь со мной поговорить, приходи на прием. Я ответила: так у вас, говорят, часами ждут. Ну и что, отвечает, сиди и жди, Починок же ждет. Мне это казалось унизительным, а Саша просто не обращал внимания на такие вещи.
На самом деле обращал. Он как-то сказал, что боится журналистов: «Когда человеку в жизнь лезут, это всегда неприятно. Поэтому так же переживаю, когда укусят ни за что. Так же удивляюсь: зачем пишут?»
[:image:]
...Александр Петрович всю жизнь куда-то торопился. Ходил размашисто, широко размахивая руками, всюду пытаясь успеть и разбираясь во всем до мелочей. Был трудоголиком и засиживался на работе допоздна. При этом очень любил свою семью и как-то умудрялся находить время для жены и сыновей. Как все успевал – загадка для его друзей. Он и умер-то, можно сказать, на бегу – вчера еще записывал передачу на радио, накануне давал интервью по Украине...
Эта смерть тем более неожиданна, что Починка никто никогда не видел болеющим. Он не курил, практически не пил. Разве чуть красного вина (в винах он разбирался отменно, у него была классная коллекция).
Незакомплексованный
– Я видел его полторы недели назад в Красноярске на форуме, – рассказал друг Починка Михаил Дворкович (брат вице-премьера). – Он и там был со своим знаменитым чемоданом. Все носят папки с документами, а он всегда – целый чемодан бумаг, книг, всего... Саша умел подмечать такие вещи, которые никому не придут в голову. Вот и в Красноярске он заметил, что, если начнется пожар, никто из здания, где проходил форум, не спасется. Там просто нет запасных выходов. Починок был настоящим футурологом. Он редко ошибался. Так, лет 10 назад, когда о смартфонах еще и не слышали, он уверял, что наступит время, когда в голову будут вживлять чипы и мы будем все знать и уметь все просчитывать. Как компьютеры. Теперь это у нас есть. Только не чип в голове, а смартфон в кармане.
[:image:]
– Он и сам был, как компьютер, – подтверждает и Михаил Касьянов, экс-премьер России. – При этом Починок был потрясающе светлым человеком. И очень простым. Никогда не стеснялся объяснять людям самые тяжелые реформы. Многие политики до этого не снисходят. А он шел на амбразуру. Его сила была в том, что он был абсолютно незакомплексованный, не боялся показаться смешным. Я его пригласил на «расстрельную» должность министра труда и соцразвития именно потому, что он не только высокий профессионал, но и очень надежный человек. Не могу сказать, что он сразу согласился. Но когда согласился, уже не отступал.
Отзывчивый
Многие, вероятно, помнят, как Починок продавал гамбургеры. СМИ вволю оттоптались на этом событии: ни один министр в таком деле замечен не был. Но Александр Петрович готов был и дальше участвовать в распродажах, если это кому-то может помочь. В тот раз помогло собрать деньги на организацию комнат для родителей тяжелобольных детей (им приходится снимать жилье на время болезни ребенка).
[:image:]
– Когда я в 1999-м вела избирательную кампанию в Госдуму, он был министром по налогам и сборам, – вспоминает Ирина Хакамада. – И вот мы в одном из кинотеатров Питера устроили бесплатный спектакль. Выходят на сцену артисты. Одна играет меня и выступает за контрактную армию, другие («Селезнев», «Явлинский» и т.д.) спорят или поддерживают. Зал, как мини-парламент, активно включился в игру. И тут… появляется Починок. Но не актер, а настоящий. И начал подсчитывать, во сколько обойдется такая армия бюджету. Представляете? Реальный министр специально приехал ради такой акции в другой город!
Я никогда не видела Сашу грустным, – продолжает Хакамада. – Он всегда фонтанировал идеями. Совсем недавно была у него в гостях... Он показывал мне книги, издание которых поддерживал, – на этот раз это были переплетенные подшивки газет переломных годов XX века. Безумно интересно! Он и все начинания жены поддерживал с восторгом. Наталья недавно начала ездить на мотоцикле, так он ездил с ней на работу на нем, абсолютно счастливый...