Режет по живому: смех и слезы в сериале "Звоните ДиКаприо"
Sobesednik.ru – о том, почему сериал Жоры Крыжовникова «Звоните ДиКаприо» достоин просмотра от начала и до конца
Sobesednik.ru – о том, почему сериал Жоры Крыжовникова «Звоните ДиКаприо» достоин просмотра от начала и до конца.
На этих выходных закончился первый сезон сериала Жоры Крыжовникова «Звоните ДиКаприо», который два месяца после премьеры на омском кинофестивале дебютов «Движение» шел на канале ТНТ-Premier. Русский сериал, Крыжовников… Что тут такого? И у первого, и у второго репутация вполне себе определенная. Но сериал Крыжовникова точно стоит смотреть – и досмотреть до конца.
Вообще-то это никакой не сериал. Если быть точной в определениях – технически, конечно, да. Но с точки зрения замысла и его воплощения – это самый настоящий фильм, для удобства зрителя состоящий из восьми частей. С момента премьеры на «Движении» первых трех серий о новом опусе Крыжовника заговорили все.
Жора Крыжовников, хочу напомнить, – это режиссер тех самых «Горько» и «Самого лучшего дня»: тем интереснее факт разговоров даже (и в основном) среди тех, кто обычно от работ Крыжовникова плюется, имея на то в целом весомые причины. «Звоните ДиКаприо» не принес Крыжовникову нового витка славы – он в нем не нуждается. Но он точно перевел имя своего создателя в категорию имен принципиально другой величины.
«Звоните Дикаприо» – это история Егора Румянцева (Александр Петров) и его брата Льва (Андрей Бурковский), роднит которых на первый взгляд только место работы – российская киноиндустрия. Там они, правда, трудятся на разных профессиональных и финансовых ставках. Егор – звезда российского блокбастера «Сирийский песок» (сцена из него с Равшаной Курковой – это убийственно смешной «фильм в фильме», успех в успехе для Крыжовникова) и снимающегося уже энный сезон сериала про врачей «Первая Градская».
Егор – звезда очень условного качества продукции для телека, но это никого, в том числе его самого, не беспокоит. Ведь звезде все простят. Можно приходить на съемки пьяным или не приходить вообще, заводить интриги с каждой первой на съемочной площадке, делать каждой второй детей, бить чужие машины и носы. У Льва на это все нет ни времени, ни денег: у него беременная третьим ребенком жена Марина (Юлия Александрова) и передача о том, как построить качественный шалаш из подручных средств на канале «Муравей». Но Льва в этом отношении все устраивает, только жена периодически пилит отсутствием денег и пеняет славой брата: ты не хуже, был лучшим актером в нижегородском училище! Еще и не так можешь. В какой-то момент все действительно переворачивается с ног на голову, но только не от гениальных актерских способностей старшего брата. У младшего, Егора, обнаруживается ВИЧ, от него отворачиваются все, кто до этого по необходимости терпел его звездность, а Лев получает то, чего ему так не хватало для счастья – деньги и славу, – заняв место брата, теперь никому не нужного стигматизированного изгоя.
Крыжовников в новом проекте выступил в новой для себя роли шоураннера – человека, который придумал проект, спродюсировал и снял его. Никакого ДиКаприо в сериале нет, зато громкая фраза приковывает к себе внимание безотказно. Этой фразой в одной из первых сцен герой Петрова парирует нападки на свой алкоголизм – если что-то не нравится, вы знаете, кому звонить. По большому счету, ДиКаприо тут был бы лишним: у Крыжовникова классная актерская команда, все как на подбор: Петров, на которого смешно смотреть еще и потому, что первая часть сериала – это его самопародийный бенефис. Слишком хорошо в этой роли узнается его судьба суперуспешного актера «Притяжения» и «Гоголя». Андрей Бурковский, который раньше играл в КВН, но теперь оказался в гораздо более удачной роли брата-всегда-второго-плана. Жена и муза Крыжовникова Юлия Александрова играет типичнейшую из ролей – дотошной хранительницы очага, раздражающей своей стереотипностью, восхищающая способностью в совершенстве манипулировать мужем даже при помощью дочерей. Но в двух последних сериях ее талант повернется неожиданной стороной совершенно не типичного трагического амплуа.
«Звоните ДиКаприо» – это очень смешной и страшный сериал одновременно – особенно ближе к концу. Каждая сцена – это остроумное попадание в современную российскую реальность, не отражение – но разрезание по живому в тех местах, где скопился гной. Каждый штрих на портрете героя – на своем месте, будь то гомофоб-охранник в СПИД-центре или двухметровая ошеломительно глупая красотка на иждивении у олигарха (прекрасная комедийная роль актрисы Гоголь-центра Александры Ревенко). Каждая черта характера узнаваема до детали. Как Даша в очередной раз прощает непутевого, но любимого Егора, после того как он возвращается к ней в десятый раз, так уже после первой серии прощаешь Крыжовникову шлейф откровенно сомнительного режиссерского прошлого и веришь в то, что его новая сериальная работа (у Крыжовникова есть еще один крайне успешный сериал под названием «Кухня») – большая и серьезная.
Над «Звоните ДиКаприо» Крыжовников работал вместе с молодым и очень талантливым оператором Ксенией Середой, среди последних работ которой в том числе горчилинский манифест московских тусовщиков «Кислота». Ее парящие планы и съемка с рук сделали работу Крыжовникова визуально объемной и по-настоящему цельной.
Большая удача «Звоните ДиКаприо» в том, что он такой, какой есть – не пытается быть лучше и мимикрировать под западные истории. Он честно, смешно и зло показывает зарисовки по мотивам реальности, которая просто узнается. Тут и изнанка московского кинозакулисья, и издержки брака длиной в 12 лет, и гомофобия, и, конечно, эпидемия ВИЧ как очевидный и страшный факт, на который глупо было бы сейчас закрывать глаза. В этом смысле сериал Крыжовникова составляет пару последнему роману Пелевина, который также точно и метко отразил актуальное, разобрал наболевшую одержимость просветлением и легким успехом на дюжину злых и хлестких шуток. Начинаясь как комедия, «Звоните ДиКаприо» под конец становится жесткой, едкой, невыносимой сатирой на то, как человек просто и безболезненно становится другому волком, вот так запросто срывая приросшую намертво маску лицемерия. А был ли другом? Вопрос.