Виктория Толстоганова: Страшно растить ненависть, оправдываясь патриотизмом
Актриса Виктория Толстоганова рассказала Sobesednik.ru, что было самым сложным на съемках исторической ленты «Палач»
Актриса Виктория Толстоганова рассказала Sobesednik.ru, что было самым сложным на съемках исторической ленты «Палач».
Виктория Толстоганова теперь носит звание лучшей актрисы (по версии «Золотого орла») – за роль в телефильме «Палач».
Эта лента – еще один взгляд на Великую Отечественную войну: героиня Виктории – русская девушка – расстреливает собственных соотечественников. Известно, что у персонажа был реальный прототип.
Страшная правда
[:rsame:]
– Наше поколение 40-летних росло на фильме «В бой идут одни «старики». Героев картины хоть и жалко до слёз, но они вызывали светлые чувства, хотелось тоже героически жить. А вот фильмы вроде «Палача» часто вызывают споры. Надо ли нам знать такую правду о войне?
– «В бой идут одни «старики» – прекрасное кино. В «Палаче» показали другую сторону войны. Надо ли знать, что война – это не только геройство, но и еще и ужасно страшно? Мне кажется, да. И не из художественных фильмов горькая правда, конечно, должна открываться. А из архивных документов, документального кино. Показывать, изучать, читать, стремиться знать про войну. Должны знать и дети, и подростки, к примеру, про ленинградскую блокаду. Про то, что люди в обреченном городе ели друг друга. Наверное, как-то прорастает в мозг – когда представляешь, что твою бабушку или бабушку знакомого, тогда еще маленькую девочку, выкрадывали на улице и хотели съесть. Просто чтобы выжить, не умереть от голода. Война стирала границы, отбрасывала привычные моральные ценности.
– Что в таком случае можно простить, а что нет?
– Солдатика, который после страшного боя изнасиловал бабу в деревне и пошел воевать дальше, прощали, я уверена. Солдаты на фронте прощали себе убийства. Прощали столько всего, от чего волосы дыбом. Люди были отправлены, как пушечное мясо, на смерть. И никому их жизни, по сути, были не нужны. Война – любая – ведется не ради народа. Народ ничего не значит, могут умирать. А народ как мог выживал, хватался за жизнь.
Человека нельзя провоцировать. А война провоцирует, вызывает чувства, о которых жил бы да не знал: в том числе ненависть, способность к предательству... Я не знаю, что было бы со мной, с вами, да с любым, если поставить в условия войны, где каждую секунду можешь умереть. Это очень страшно в принципе. И я понимаю режиссеров, сценаристов – почему из года в год снимают, снимают о войне, эксплуатируют эту тему. На грани чувств. Все оголено. Чем не Шекспир?
[:image:]
Я думала, умру
– «Я с трепетом отношусь к этой роли, такое у меня бывает нечасто. Очень любя», – сказали вы, получая «Орла».
– Хочу уточнить: с трепетом отношусь именно к роли. Но не к героине. Это разные вещи. В театральных институтах учат оправдывать поступки любого персонажа, каким бы он ни был. Мне казалось, мою Тоньку-пулеметчицу оправдать невозможно. Мы разговаривали об этом с режиссером. Он сказал очень емкую фразу: «Ее жажда жизни (страшное словосочетание в этой конкретной ситуации!) проявляется именно вот так маниакально». Она страшный представитель этой войны, потому что убивала своих – это действительно уму непостижимо. Я для себя нашла объяснение, что она помешалась, сошла с ума. Было ли ей плохо? Было, уверена. Выпивала бутылку водки – и шла убивать. Думаете, мало было людей, которые на войне сходили с ума? Только сумасшествие по-разному проявлялось.
– Но, знаете, ветераны Великой Отечественной болезненно относятся к такой теме – когда войну трогают в таком контексте.
[:rsame:]
– Наверняка. Они и к любым нападкам на Сталина болезненно относятся, любят его сильно. Это их жизнь. У них отняли веру.
– Артисты, снимавшиеся в военном кино, рассказывают, что ужасно тяжело даются сцены расстрела – вроде бы понарошку (знаешь же, что после съемок домой вернешься) и холостыми патронами, но чувствуешь себя еле живым.
– Это правда. Такое истощение внутреннее, силы уходят, дико страшно. Я думала, умру. Режиссер Вячеслав Никифоров сжалился надо мной, и в сценах, где моя героиня в маске, работала дублерша. Наверное, Слава решил пощадить мою психику, которая уже не выдерживала
Эмигрировать не готова
– Ну а ваши личные взгляды на ту войну – как они менялись на протяжении всей жизни?
– Это постепенно происходило. В детстве обожала книги о пионерах-героях. Сейчас даже страшно об этом подумать, не то чтобы прочитать своим детям. Когда думаешь о Зое Космодемьянской, ненавидишь в одинаковой степени и тех, кто убил эту девочку, и тех, кто послал ее на смерть. Страшно в людях растить ненависть, оправдывая это патриотизмом.
[:image:]
– А где воевали ваши бабушки и дедушки?
– Бабушка по маминой линии работала в тылу на заводе. Рассказывала, как было тяжело – работали по 20 часов в сутки. «Всё для фронта, всё для победы». Дедушка был разведчиком в Англии.
– Сейчас пугают новой войной.
– Да, мы живем в такое время. Можем ли мы с вами что-то сделать? Нет. Для неких невидимых народу сил война – лишь способ нажиться, набить карманы. И они никогда не поймут наши переживания.
– Никогда не думали об эмиграции?
– Я слишком люблю свою профессию. А сниматься в кино и работать в театре могу только в России. Куда-то уехать – это значит заняться, скажем, сельским хозяйством, разводить виноградники… Пока я к этому не готова.
Блиц
[:rsame:]
– Чья похвала для вас особенно важна, ценна?
– Своя собственная.
– Когда в России всё будет хорошо?
– Не скоро.
– О чем вы мечтаете?
– О счастье.
– Ваше любимое блюдо.
– Котлеты с пюре.
– Что вы пока не успели сделать, но очень хотели бы?
– Дочитать сыну книжку «Мальчик-с-пальчик» перед его дневным сном – потому что поехала к вам на интервью.
[:wsame:]