Константин Баканов: "Артдокфест" сквозь смех и слезы
Почему незамеченный большинством россиян «Артдокфест» так нервирует власть, размышляет обозреватель Sobesednik.ru
Почему незамеченный большинством россиян «Артдокфест» так нервирует власть, размышляет обозреватель Sobesednik.ru.
Документальное кино на «Артдокфесте» в Москве второй год смотрят как запретный плод. В прошлом году Мединский оставил «Артдокфест» без госденег, в этом – грозно предупредил после того, как узнал, что планируется показ фильма фонда Навального про Чайку. Без прокатных удостоверений смотреть кино в России не положено. На второй день фестиваля организаторы мне шепнули: мы готовы к тому, что до закрытия не доживем.
На самом деле фильм про Чайку – буря в стакане воды. Его все видели, и это вовсе не главное событие «Артдокфеста». Если говорить о резонансных темах, тут можно было посмотреть, например, фильм киевской студентки-документалистки Алисы о том, как она ездила на войну в Донбасс – сначала сама, потом к ребятам из запрещенного в России «Правого сектора». И поговорить с приехавшей в Москву и чудом уцелевшей на войне Алисой. И… нет, не встать на чью-то сторону, а просто увидеть, как это было на самой линии фронта, но с той стороны.
[:image:]
Самому, без центральных каналов, составить представление о действительности. Осознать, что право на свободу информации – то, за что стоит бороться. Тем более что в большинстве «болезненных» лент здесь две равновесные точки зрения, будь то фильм о битве за донецкий аэропорт или о сносе памятника советским солдатам в Таллине.
[:image:]
Хитом фестиваля была не «Чайка». Хитом был «Немцов» – не законченный из-за его убийства фильм. Табличка на кассе: «Билетов на «Немцова» нет. И не будет. И за деньги. И за большие деньги». А на экране феерические кадры последних месяцев жизни политика. Феерические – потому что феерическим был сам Немцов. Драйвовым, всамделишным и ничего не стесняющимся. Смех и слезы в зале сменялись с феноменальной быстротой.
[:image:]
Кривизна пространства в современной России достигла такого уровня, что даже президент «Артдокфеста» Манский стал задумываться: что же мы делаем неправильно? Манский показывает жизнь. Не пропаганду, которая здесь считается непрофессионализмом, а просто жизнь, такую, какая она есть, многогранную и не обязательно «приятную для либералов». Показывает то, что давно по умолчанию, не задумываясь, закатывают в России асфальтоукладчиком.
Маленький фестивальчик мешает большому асфальто-укладчику. А потому становится ярким событием.
[:wsame:][:wsame:]