Юрий Куклачев: Мне хотели подбросить наркотики

Юрий Куклачев показал Sobesednik.ru свое шикарное поместье и рассказал, как организовал дом престарелых для кошек

Фото: Юрий Куклачев // Святослав Мейер

Юрий Куклачев показал Sobesednik.ru свое шикарное поместье и рассказал, как организовал дом престарелых для кошек.

15 октября Театру кошек Куклачева исполнилось четверть века, а художественный руководитель отметил 45-летие творческой деятельности. Юрий Куклачев является основателем кошачьей империи, аналогов которой нет в мире. Sobesednik.ru побывал в гостях у народного артиста России и узнал, кто пытался отобрать у него здание театра в центре Москвы, что такое «кошачий сад», в каких хоромах живет дрессировщик, и был шокированы тем, что целый этаж его особняка принадлежит хвостатым...

Четырехэтажный особняк Юрия Дмитриевича располагается на территории подмосковного коттеджного поселка Троице-Лыково по соседству с правительственными дачами. Мы долго не могли понять, какой же из коттеджей является домом Куклачева. Когда издалека на подоконнике увидели гипсовые бюсты самого повелителя кошек, то поняли, что пришли по адресу. У ворот нас встретила приветливая звездная чета – Юрий Дмитриевич и его супруга Елена Исааковна, они устроили нам экскурсию по своему роскошному имению.

[:image:]

На первом этаже находятся огромная кухня и гостиная. На втором – гостевая комната, где часто останавливается дочка Екатерина. Третий этаж отведен под рабочий кабинет народного артиста. Четвертый находится полностью во власти кошек. Здесь у них огромная спальня и репетиционный зал, в котором Юрий Дмитриевич каждое утро занимается со своими питомцами. Осмотрев хоромы, мы уселись на кухне, чтобы тщательно перебрать факты биографии народного артиста и поговорить с ним о личном и кошачьем счастье.

С самого детства Куклачев знал, что будет клоуном. Когда будущему артисту было восемь лет, в его семье появился телевизор. Первое, что он увидел – отрывок из фильма с Чарли Чаплином. Тут же попытался повторить действо на экране, чем рассмешил окружающих. Ему понравилась реакция смеха у зрителей, он стал развивать талант. Уже с малых лет готовился к поступлению в цирковое училище.

[:image:]

– Первый раз не взяли, расстроился очень, – вспоминает начало карьеры Юрий Дмитриевич. – Было обидно, ведь я столько готовился и так верил, что поступлю. Решил доказать всем, и в первую очередь себе, что смогу стать профессиональным цирковым артистом. Пошел учиться мастерству в народный цирк в Москве при доме культуры «Красный Октябрь». Много репетировал, придумывал новые номера и оригинальные репризы, постоянно совершенствуя свои навыки. Потом снова пытался поступить, приемная комиссия отказала: мол, я непохож на клоуна. Представляете, меня семь лет не брали в цирковое училище! Упорная работа над собой не прошла даром. Мне доверили в одном из концертов роль ведущего на арене Московского цирка, где меня заметили педагоги. В 17 лет я стал лауреатом Всесоюзного смотра художественной самодеятельности. После этого успешно прошел творческие испытания для очередного поступления в цирковое училище. Один из преподавателей хотел меня исключить, я казался ему профнепригодным. Более того, в 1975 году мы встретились с ним, к тому моменту я успешно окончил Государственное училище циркового и эстрадного искусства имени М. Н. Румянцева и уже работал артистом в «Союзгосцирке».

[:image:]

Эта встреча была неожиданной, как и его слова: «Юра, хочу у тебя попросить прощения. Сволочью я был, не видел в тебе клоуна. А теперь ты вот каким знаменитым стал!»

Во время учебы в цирковом училище, в которое он столько лет стремился, пришла и любовь. Со своей будущей женой Еленой Исааковной Юрий Дмитриевич познакомился в 1970 году, еще будучи студентом училища. Родители невесты сначала были против их союза: мол, что это за клоун, но чувства оказались сильнее.

– Наша встреча произошла на свадьбе одного из друзей, где я и Лена были свидетелями. Она мне очень понравилась, пригласил ее на свое выступление. Мы быстро привыкли друг к другу и решили узаконить отношения. Лена сразу начала ездить со мной на гастроли и помогать справляться с животными. Сейчас она работает в моем театре.

[:image:]

5 августа 1975 года родился сын Дмитрий. Через 5 лет на свет появилась дочка Екатерина, спустя еще три года семья пополнилась сыном Владимиром. Как сам Куклачев говорит, его богатство заключается не в деньгах, а во внуках и детях. И конечно, в любимом деле – театре. Юрий Дмитриевич в молодости все время думал, чем можно заняться, чтобы отличаться от других цирковых артистов, искал свою нишу, так сказать, судьба сама дала ему подсказку.

– В 1971-м я был с цирком на гастролях на Украине. В один из вечеров шел в гостиницу, на улице лил дождь. Когда уже подошел к зданию, увидел на пороге маленького котенка. Он очень растрогал своими грустными глазами, я не смог пройти мимо. Принес его в номер. Мы с моей женой Леной его отмыли, накормили и дали имя Кутя. Когда вернулись в Москву, котенок проявил характер: начал дома все крушить. Я отнес его к себе в цирк. Когда репетировал на арене, то наблюдал за ним, пришла идея: почему бы не сделать с ним номер?! На удивление котенок оказался умным: научился стоять на задних лапках, по команде ходить между ног. Так родилось несколько номеров. Потом коллеги отдали мне кошку Стрелку, с которой тоже стал работать. Так получилось, что Кутька от нас сбежал, видимо, из-за ревности. Именно со Стрелкой мы сделали номер «Повар», после которого стали знаменитыми. Он родился абсолютно случайно. Однажды открыл крышку кастрюли и там увидел спящую Стрелку. Вытащил ее, а она забралась обратно. Кстати, этот номер до сих пор в моем репертуаре.

[:image:]

Артист признается, что практически не существует секретов, чтобы научить кошек выполнять различные трюки. Главное – любовь к ним. Когда животное это почувствует, начнет отвечать взаимностью.

– Кошку невозможно заставить что-либо делать, – констатирует Юрий Куклачев. – Никто не может повторить феномен моего театра, так как многие пытаются кошку именно дрессировать, а она, естественно, не поддается. У некоторых и до рукоприкладства доходит. Этого вообще нельзя делать, так как животное потом может возненавидеть обидчика на всю жизнь. Все, что я делаю – внимательно наблюдаю за кошками, нахожу особенности и применяю их в номерах. Например, кошка все время спит или крутится между ног – как раз это и использую в номере.

В 1990 году Юрию Дмитриевичу власти Москвы выделили помещение на Кутузовском проспекте для единственного в мире Театра кошек. Оказывается, на здание претендовал не только знаменитый дрессировщик.

[:image:]

– Здание хотели отобрать у меня какие-то банкиры, которые решили, что нашему театру располагаться в центре Москвы – непозволительная роскошь, его хотели перенести куда-то в Измайлово. Тем более им очень удобно было бы иметь офис на Кутузовском. Сначала приходили ко мне и предлагали деньги на условиях: мы тебе миллион, а ты нам здание. Потом в прессе стали писать, мол, я мучаю кошек, а жители дома стали жаловаться на кошачий запах. Мои кошки всегда чистые и ухоженные. Кому-то нужно было дискредитировать имя Куклачева. Когда я прилетел из Америки в Москву, где международная ассоциация «Феномен» при ООН вручила нам «Золотой феномен» как феноменальному явлению в мире искусства, к нам ворвался ОБЭП и начали проводить обыск. Искали какие-то документы, деньги. Им пришла информация, что я деньги за спектакли в кассу не сдаю. Мы-то делали представления для детских домов, о каких деньгах могла идти речь?! У нас была благотворительная акция. Потом сказали, что, если бы у меня в кошельке были деньги, свои, личные, я бы потом не смог доказать, что это не из кассы. Хорошо, что в тот момент у меня денег не было. Иначе бы театр перенесли без разговоров. Тогда я позвонил Иосифу Кобзону, он спросил: «Наркотики нашли? Оружие? Смотри, чтобы тебе ничего не подбросили!» В общем, история закончилась очень удачно. Спасибо Иосифу Давыдовичу за поддержку, а то ведь могли бы и подбросить что-нибудь.

[:image:]

Сейчас в театре Юрия Дмитриевича около 200 кошек, каждую он знает по имени.

– Наши кошки живут до 20 лет, – радуется долгожительству хвостатых актрис худрук театра. – Это показатель того, что мы о них заботимся. Они играют на сцене до последнего. Если им из-за старости сложно исполнять какие-то трюки, то во время представлений сидят на сцене в корзинках и декорациях. Те, кто уже не в силах выходить на сцену, остаются в нашем театре и живут в специальных «кошачьих садах». Это стеклянные комнаты, где зрители могут до начала спектакля наблюдать за жизнью животных. Конечно, нелегко, когда одна из кошек уходит из жизни. Ведь они как члены семьи, каждая неповторима и навсегда остается в наших сердцах. На смену старичкам приходят новички: то приносят, то мы сами берем с улицы, но это происходит редко, так как нужно сдавать различные анализы, делать вакцины. В основном котята рождаются у нас в артистических кошачьих семьях.

Кошки Куклачева не только играют на сцене, но и спасают жизни.

– Однажды я был в Японии на гастролях, – вспоминает Юрий Дмитриевич. – Мы сидели в гостинице, ничто не предвещало беды. Как вдруг кот Чарли внезапно выбежал на улицу. Мы ничего не поняли, побежали за ним, некоторые люди тоже побежали за нами. Когда все оказались на улице, то произошло землетрясение, здание гостиницы частично обрушилось...

[:image:]

Был случай, когда Чарлик спас нас от пожара. Дело было на даче. Внезапно из печки вывалилась горящая деревяшка, загорелся ковер. Кот очень громко заверещал. Мы поняли, что творится что-то неладное. Прибежали и успели вовремя потушить огонь.

На гастролях с Театром кошек Куклачева часто случаются казусы.

– Помню, мы приехали на работу в Лондон, – вступает в разговор супруга народного артиста РФ Елена Исааковна. – Наши спектакли должны были начаться через несколько месяцев. Оказывается, перед въездом в страну кошкам нужно пройти карантин, который мог продлиться около пяти месяцев. Тогда мы решили наловить диких кошек в английских лесах, привели их в порядок, обучили. Несмотря на все трудности, спектакль все-таки получился.

Кстати, все дети народного артиста пошли по его стопам.

– Каждый из них самостоятельно выбрал свой путь, – отрицает влияние на профориентацию Юрий Дмитриевич. – Наша семья очень любит кошек, поэтому мы с ними связали жизнь. Сначала к нашему общему делу приобщился старший сын Дима. Затем Володя, который окончил Академию балета, придумал балет с кошками, аналогов которому нет. Катя у нас художница, известная во всем мире. Так как у нас вся семья занимается кошками, то и Катя стала их рисовать.

[:image:]

Помимо работы в театре, народный артист России посещает колонии для несовершеннолетних, он надеется с помощью своих подопечных посеять ростки добра в порой окаменелых душах молодых уголовников.

– С этими подростками общаться очень непросто, – сетует звезда. – Ведь они, кроме грубости и насилия, ничего в жизни не видели. Они выросли в условиях жестокой реальности и перестали верить людям, озлобились на весь мир. Только животные могут оказать на них влияние и помочь вернуться к жизни. Заключенные смотрят на кошек, гладят их и знают, что у них нет камня за спиной и никакой угрозы от них не исходит. Наши юмористические номера с животными вызывают улыбки, которые дороже всего на свете. И детям снова и снова хочется попасть в этот волшебный мир добра. Порой они даже забывают, где находятся, и их перестают угнетать мысли о том, сколько дней и ночей им предстоит еще провести в заключении и какая участь им уготована на воле. Многие ребята подходят ко мне после представления и благодарят, я смотрю на них и понимаю, что хоть они и преступники, но потребности у них, как и у других, благополучных детей. Они очень хотят добра, ласки, заботы, как бы агрессивно ни вели себя. С кошками им незачем фальшивить, они такие, какие они есть, и искренне, от души смеются. Видя это, понимаю, что не зря мой театр существует уже 25 лет.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика