Худрук Театра.doc: На их лицах всё видно, они всё понимают

Худрук Театра.doc Михаил Угаров рассказал, какими методами власти борются с театром и кто его финансирует

Фото: Постановка «БерлусПутин» в Театр.doc // Михаил Гутерман

Худрук Театра.doc Михаил Угаров рассказал, какими методами власти борются с театром и кто его финансирует.

В небольшой столичный Театр.doc после премьеры спектакля «Болотное дело» нагрянули с проверкой представители силовых ведомств – отпрокуратуры до МЧС. Это не первый наезд властей на театр, вмещающий всего 80 зрителей. Из предыдущего подвальчика коллектив выжили. Худрук Михаил Угаров рассказал «Собеседнику», что театр готов и к новым переездам.

– Михаил, Театр.doc хорошо известен в столичных культурных кругах, ваши спектакли не раз награждали и отмечали критики. И все же – что такое Театр.doc?

– Мы – единственный на сегодняшний день независимый профессиональный театр в России. Все остальные – под государством. Мы разрабатываем эстетику документального спектакля mockumentary. Наравне с этим идет современная пьеса. Классика не может быть у нас поставлена, для этого есть сотни других театров. У нас особая публика, да и актеры иначе существуют на сцене. Мы – театр, в котором не играют. Зритель находится очень близко, поэтому требуется другая система контакта с ним.

– В каких случаях к вам приходят с проверками и вопросами представители разных структур? Вычислили ли вы эту закономерность?

– Есть слова, на которые силовики реагируют, как собачки Павлова: Майдан, «Болотное дело». У нас идет спектакль с жесткой сатирой на Путина, который называется «БерлусПутин». Был спектакль об убийстве Сергея Магнитского. На это реагируют. Мы нарушаем негласный закон молчания, и, конечно, идет реакция.

[:wsame:]

– «БерлусПутин» у вас идет давно. С ним тоже были проблемы?

– Нет, с ним не было. Реакция впервые пошла, когда мы попытались показать украинский документальный фильм про Майдан, причем совершенно не пропагандистский, а снятый в нашей стилистике mockumentary, которая просто фиксирует все. Тогда театр практически разгромили, пришлось расторгнуть договор аренды по приказу... примерно понимаю, кого. Вторая реакция – на спектакль «Болотное дело». Они ожидали, что это будет митинг, провокация. А это художественный спектакль. Это воспроизведение на сцене интервью, взятых у родственников «узников Болотной». Сами арестанты не так драматичны, как их родственники во время интервью. На нас был налет всех на свете: и ФСБ, и полиции, был даже специалист по твердому мусору. Искали способ, как закрыть театр. Когда их спрашиваешь: «Зачем вы здесь?», они, глядя в глаза, отвечают: «Мы вас охраняем». Они ищут «бытовуху» и не хотят признавать, что действуют по политическим мотивам.

[:image:]

– Нашли «бытовуху»?

– Нашли. По пожарной части нарушения всегда можно найти, там закон такой, что выполнить его полностью невозможно. Еще приходили с собаками, искали бомбу. Это детский сад. Неудобно смотреть на этих взрослых здоровых мужиков, которые занимаются игрой в войнушку.

Причем на лицах всё написано, они сами понимают, что здесь ловить нечего. Если нам закроют это помещение, мы найдем новое. И так будет продолжаться без конца. Нужно бороться. У нас появился и второй слоган: «Театр, который не боится».

– А зрители? Ходили разговоры, что во время декабрьского показа фильма про Майдан чуть ли не автозак стоял рядом с театром. К вам публика еще не приходит с «вещами на выход»?

[:wsame:]

– Нет, автозака не было. Но на том кинопоказе паспортные данные всех зрителей переписали, а трех наших сотрудников на ночь забрали в полицию. Нам, руководству, пришлось их ждать возле Пресненского ОВД. В ФСБ фильм, кстати, посмотрели и нам потом сказали, что в нем нет абсолютно никакой пропаганды. Но в зале он тогда шел ровно четыре минуты, потом прервали. В этот раз, на премьере «Болотного дела», я уже слышал разговоры среди зрителей: «Паспорт взяла?»

– Вы сказали, что все театры, кроме вашего, «под государством». В таком случае кто вас финансирует? Не торчат ли из вашего подвальчика «уши госдепа»?

– Театр очень бедный. Деньги идут только от продажи билетов, поэтому мы сейчас бьемся за зрителя. У нас затрат меньше, чем в других театрах. У нас запрещены костюмы, декорации, грим. В чем пришел – в том играешь. Отменили репетиционные для актеров. Постоянно подаем на гранты – и российские, и московские. Но нам отказывают. Потому что Театр.doc.

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика