Нина Дорда: Легкой смерти бы мне – об одном бога прошу

Певица Нина Дорда рассказала об изменах больному мужу, объяснила, почему не стала матерью, и раскрыла секрет долголетия.

Фото: Нина Дорда // Александр Ярошенко / «Российская газета»

Певица Нина Дорда рассказала об изменах больному мужу, объяснила, почему не стала матерью, и раскрыла секрет долголетия.

[:same:]

Сама Екатерина Фурцева, министр культуры СССР, плакала, как ребенок. Режиссер Владимир Меньшов считал певицу эталоном эстрадной звезды. До сегодняшнего дня о ней было известно только из скупых строчек биографических заметок. Впервые 90-летняя певица откровенно рассказала о том, как двадцать лет ее муж боролся за жизнь, а Дорда в это время бегала на свидания к иностранцу, почему она так и не услышала заветное «мама» и что не хотела бы повторить жизнь на бис.

Когда началась Великая Отечественная война, Нине было 17 лет. Она окончила Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Ее отец погиб на фронте, она с мамой и сестрой долгое время жили в эвакуации в Саратове. В 1945 году семья Дорды переехала в Москву и Нину приняли в Центральный дом культуры железнодорожников, где она пела в оркестре под управлением легендарного дирижера, автора «Марша Буденного» Дмитрия Покрасса. На волне Победы у Нины вспыхнули чувства.

– Влюбилась я в одного пианиста, он как раз только с фронта вернулся. Ему было за 40, а мне только 20. Ну в общем по глупости поженились, но вместе не жили. Спустя год развелись. Позже поняли, что никакой любви и не было, нам все это казалось... От ошибок не застрахован никто.

[:image:]

В послевоенные годы найти применение людям творческих профессий было непросто. Надо было восстанавливать страну во всех смыслах, но культурный аспект уступал, к примеру, экономическому.

[:rsame:]

– В то время работы для эстрадных артистов, особенно молодых, не было. Поэтому я по вечерам с оркестром выступала в ресторане «Москва». Там собиралась элитная публика.

– Как раз этот период вашей жизни нашел отражение в сериале «Московская сага». Ваш прототип сыграла Кристина Орбакайте. Как оцениваете ее работу?

– К нам в ресторан приходили многие известные люди, среди них был писатель Василий Аксенов. Видимо, я произвела на него яркое впечатление, и он решил обо мне написать в романе. Лично мы знакомы не были, и об этом произведении я знать не знала. Сериал видела не полностью, но те сцены, которые попались на глаза, поразили.

Вот, к примеру, Орбакайте поет, а потом спускается к зрителям. Да где такое видано, чтобы артистка эстрадного оркестра моталась среди посетителей ресторана и столиков. Нам запрещено было спускаться к зрителям! Все было намного строже, чем это показали в «Московской саге». Жаль, что не смогли передать дух нашей молодости.

[:image:]

С рестораном «Москва» у Нины Ильиничны связано многое. Там произошла ее первая встреча с будущим супругом.

– В 1948 году пришел к нам в оркестр новый дирижер и пианист Михаил Липский. Вначале хотел от меня избавиться, он не такую молодую артистку видел в своем коллективе. Но мы вскоре подружились. У нас не было феерических взлетов чувств, все шло ровно и мирно. До замужества 5 лет встречались, не расписывались потому, что негде было жить. Позже я купила двухкомнатную квартиру в центре Москвы. Когда появилось жилье, решили узаконить наши отношения. Свадьбы конечно же не было, тогда такое было не принято. Со временем в «Москонцерте» мне дали собственный оркестр, с которым я ездила на гастроли. Взяла Мишу туда пианистом, и мы стали колесить по стране.

[:same:]

– Не уставали друг от друга? И на работе вместе, и дома...

– Нет, главное, что у нас были любовь и уважение, мы нуждались друг в друге не только как муж и жена, но еще и профессионально. Много значит, когда пару объединяет общий интерес. Жили достойно, зарабатывали тоже. За сольный номер на концерте сначала получала 10 рублей, потом – 13, мужу давали 7. Выступлений у меня было много, поэтому в месяц выходило около 500 рублей, а у Миши – 300. По тем временам это очень хорошие деньги, так что нам хватало.

Семейную идиллию спустя 10 лет брака разрушил приговор врачей: у мужа Нины Дорды обнаружили неизлечимый недуг – болезнь Паркинсона.

– Первое время Миша сам справлялся, заболевание развивалось медленно. Ему постепенно становилось хуже и хуже, я не могла за ним ухаживать, нужно было работать. Наняла ему сиделку, а себе в оркестр взяла нового молодого одаренного пианиста Евгения Семенова.

[:image:]

– Как раз в этот период жизни вы влюбились в иностранца?

– Это не самый яркий роман в моей жизни, но было такое. Югославский коммунист однажды зашел в ресторан «Москва» – увидев его, поняла: прям мужское совершенство, глаз не оторвать... Закрутился роман, а в то время Сталин был у власти, нельзя было с иностранцами общаться. А за ним НКВД следил постоянно. В общем, шифровались мы как могли, да и я замужняя женщина, хотя Миша в то время уже тяжело болел. Но муж так и не узнал о моем романе с иностранцем. Не помню, когда Миша умер. – Кажется, защитные механизмы психики певицы не дают ей погрузиться снова в мир переживаний и блокируют память. – Но было это примерно лет 15 назад. Он похоронен в Москве, на его могиле я была последний раз летом прошлого года. Как только есть возможность, сразу его навещаю.

[:same:]

Нина Дорда и Михаил Липский прожили вместе 30 лет. Они были так увлечены любимым делом, что даже подумать о детях некогда было.

– Сначала жить было негде, думала, еще успею. Потом купила квартиру, но было много работы, мы с мужем вечно в разъездах на гастролях. Кто бы за ребенком смотрел?! Я не хотела, чтобы его няня воспитывала, а с собой таскать малыша – не дело. У меня была работа на первом месте, а Миша на детях не настаивал, у него они были от первого брака. Сейчас бывает иногда грустно, но что уж жалеть, былого не вернешь... Благо у меня есть двоюродные племянники, они не забывают обо мне, помогают во всем.

Последние 20 лет Нина Дорда не поет и не выходит на сцену. В одном из интервью она обмолвилась: «Нам на смену пришли Пугачева и Ротару».

[:image:]

– Достойная смена? – интересуюсь я у Дорды.

– Думаю, вполне. Песни Аллы мне всегда нравились, да и она сама очень яркая. Пугачева и Ротару занимают такое серьезное положение на эстраде – это значит, люди их очень любят. В данном случае я признаю их первенство.

А когда-то все признавали первенство и невероятную популярность Нины Ильиничны. Она выступала на самых престижных концертных площадках мира. Ее гастрольный тур по городам СССР был расписан на месяцы вперед, но не только советские граждане любили ее песни. Дорда была в числе немногих певиц того времени, которым было позволено выезжать за границу. Артистка выступала в Японии, Румынии, Польше, Германии.

[:rsame:]

Свою душу Нина Дорда отдала музыке, оттого все ее песни были так горячо любимы народом, а пластинки с ее хитами продавались на каждом углу. «Мой Вася», «Ну что тебе сказать про Сахалин», «Нет тебя чудесней» напевали в каждой деревне. Именно она раньше пела популярную до сих пор, но уже в исполнении Евгения Осина, композицию Ады Якушевой «Плачет девочка в автомате». Несмотря на то, что Нина Ильинична русских народных песен не исполняла и звания народной артистки РФ до сих пор не имеет, она стала горячо любимой всеми. В каждом регионе ее ждали как родную. Даже Екатерина Фурцева, министр культуры Советского Союза, известная своим жестким характером, плакала, как ребенок, под песни Дорды.

[:image:]

– Мы познакомились с ней в 1970 году в Японии. Я поехала туда в составе советской делегации на выставку ЭКСПО-70. Вечером мне сказали, что нужно будет спеть в ресторане лично для Екатерины Алексеевны. Долго думала, что выбрать для нее из своего репертуара. Решила исполнить лирическую песню «Что ты жадно глядишь на дорогу...» и увидела, что у Фурцевой навернулись слезы на глаза. На следующий день она взяла меня с собой в другой японский город, где в это время выступали солисты Большого театра. Потом Екатерина Алексеевна уехала в Москву.Дирекция советского павильона в Японии написала официальное письмо Фурцевой с просьбой представить меня к очередному званию за выдающуюся работу на выставке. Я узнала об этом и уговорила их отдать письмо мне. Перед этим заверила, что непременно отнесу его Фурцевой, а сама дома храню по сей день. Не захотела я ни о чем просить, неэтично так поступать.

– Помните свой последний концерт?

– Я пела на сцене больше полувека. 42 года была в штате «Москонцерта», пока не пришло новое руководство и не попросило написать заявление по собственному. Как они мне объяснили, хотят дать дорогу молодым исполнителям. Ушла из «Москонцерта» и все равно продолжала выступать, но уже на частных концертах. Когда именно было последнее выступление, уже и не вспомню.

[:image:]

– Когда поняли, что хотите уйти со сцены навсегда?

– Для этого есть зеркало и внутренняя критика. Мне тогда было лет 70, и я поняла, что перестала себя устраивать, вот тогда и пошла на пенсию. Кстати, не жалуюсь, ее мне на все нужды хватает. Квартира у меня хорошая, в общем, я обеспечена всем, что необходимо. Вот только чувствую себя неважно: иногда давление скачет, ноги болят, колени будто крутит, поэтому на улицу не выхожу, бывает, очень редко прогуляюсь, и то только в теплое время года. Скорую за всю жизнь раза два вызывала, острых приступов пока, слава Богу, нет. Лечат меня врачи частной клиники, на это денег хватает.

– На ваш взгляд, в чем секрет долголетия?

– Я никогда не курила и не пила, не завидовала людям. Надо жить с добрым, открытым сердцем, помогать людям. Тогда все беды можно преодолеть. Честно вам признаюсь: смерти совсем не боюсь, прошу Бога только об одном: избавить меня от тяжелой болезни и дать мне легкую смерть. Страшно стать обузой своим родственникам, переживаю, что наступит такой день, когда не смогу сама за собой ухаживать. Оглядываюсь на прожитые годы и понимаю, что не хочу свою жизнь прожить заново, повторить на бис. Концерт окончен.

[:wsame:]

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика