Сериал "Фарца": Возвращение СССР и камень ясно в чей огород
Обозреватель «Собеседника» посмотрела исторический сериал Первого канала «Фарца» и поняла его отсыл к современности
Обозреватель «Собеседника» посмотрела исторический сериал Первого канала «Фарца» и поняла его отсыл к современности.
[:rsame:]
В понедельник на «Первом» стартовал новый сериал «Фарца» – еще одна попытка осмыслить советскую эпоху, история четырех друзей с 60-х до распада СССР. Режиссером стал Егор Баранов («Самоубийцы», «Соловей-разбойник»), сценарий сочиняли Александр Котт, Александр Цекало и Юлия Идлис.
Действие начинается в 1961 году: полет Гагарина, всеобщее ликование, бурная литературная жизнь, потому что главный герой – молодой писатель (хотя появляющиеся в эпизодах основные фигуры – Светлов, Шпаликов, Аксенов – все-таки больше условны, чем реальны). В общем, приезжает молодой писатель со стройки Братской ГЭС, весь полный комсомольского рвения и любви к Родине... И невольно оказывается втянут в фарцовку вместе с тройкой верных друзей. Потому что закон ничто по сравнению с дружбой – этого русского правила никакая партия не отменяла, как ни старалась. А поскольку настоящий комсомолец все делает на славу, то и фарцовщиком он становится блестящим, изобретательным и успешным.
[:image:]
[:rsame:]
И все-то так празднично, такая прозрачная, умытая Москва 60-х, разгар оттепели, и вот это «жить взахлеб», неоднократно цитирующееся... И даже убегать от милиционеров – таких нарядных, в такой синей форме и с такими кожаными ремнями – будто бы не преступление, а игра. А расстрел валютчика Рокотова (с его ареста начинается фильм), кажется, происходит где-то в другой жизни, в другом мире.
В любом историческом произведении всегда есть высказывание о современности. В первой же серии один из героев – милый, но пустоватый – кричит в запале: «Есть нечего, надеть нечего, зато космос наш! Что тебе дал этот космос?!» – но вот по улице проезжает с колонной сам Гагарин, и юный фарцовщик уже искренне ликует вместе со всеми. То есть получается, что все равно космос главнее. В его реплике достаточно заменить одно слово на одно географическое название, и мы получим камень ясно в чей огород. Но вот в чем беда: Крым, конечно, тоже немного космос, но масштабы событий, мягко говоря, несопоставимые. А прибавь все описанное в предыдущем абзаце, и прямо захочется жить не здесь и сейчас, а тогда и там, и это «хочу в Советский Союз», в общем, совершенно в традиции именно советского кино.
[:image:]
Да, с романтизмом – довольно ощутимый перебор (а по достоверности, как отметили некоторые очевидцы, недобор), но все же начало неплохое. На удачливого афериста всегда приятно смотреть – это вообще один из любимых народных героев.
Но кто, черт побери, тот тайный враг, который учит актеров говорить с этими паузами-заиканиями?! Раньше так говорили только плохие актеры в постановочных телепередачах, а теперь зараза пролезла и в кино. Вот в советское время такого не было.
[:wsame:]
[:wsame:]