"Были слишком тупо жестокие". Что творила в Санкт-Петербурге банда "шутовских"
24 октября 2001 года 65-летняя Мария Голикова вышла из Елисеевского магазина на Невском – и провалилась в темноту. Женщина очнулась от сильнейшей головной боли в чужой квартире. Из окна был виден густой лес и край озера
24 октября 2001 года 65-летняя Мария Голикова вышла из Елисеевского магазина на Невском – и провалилась в темноту. Женщина очнулась от сильнейшей головной боли в чужой квартире. Из окна был виден густой лес и край озера.
Из коридора слышался громкий, пересыпаемый отборной руганью разговор: «Или ты продашь завод на наших условиях, или плати выкуп за мать – 300 тысяч долларов».
Кровавый передел
Так Голикова поняла: ее похитили, чтобы сын отдал предприятие. Речь шла о разоренном, но некогда процветавшем кожевенном заводе имени Радищева на Васильевском острове, где она была главным бухгалтером, а ее сын Алексей – владельцем.
– Здание завода ценности не представляло, но 17 тысяч квадратных метров площади под ним – в центре, напротив залива – несомненно. Завод пытались обанкротить, прислали кризисного управляющего от тамбовских, но Голиков, продавший часть имущества завода подконтрольной ему фирме, этого не позволил, хотя продажи и признали недействительными, – рассказал нам бывший сотрудник питерского РУОПа Андрей Смирнов. – Он подавал бесконечные иски, на имущество накладывали аресты, и никаких сделок с ним провести было невозможно.
К 2003 году к претендовавшим на завод тамбовским присоединились рыжовские, бывшие шутовские. Пока авторитет Юрий Шутов – экс-помощник Собчака и депутат Законодательного собрания – сидел под следствием в «Крестах», его любимчик – бывший рижский омоновец Александр Рыжов по кличке Рыжий – затеял очередной кровавый передел собственности.
Голиков отдал похитителям деньги, а наутро посадил родительницу на самолет до Барселоны. А через неделю на железнодорожном переезде у станции «Гатчина» дорогу его джипу перегородили «Жигули» с псковскими номерами. Алексей попросил, чтобы дорогу освободили. Из «жигуленка»» выбежал парень и начал его оскорблять.
Алексей в гневе выскочил из машины – и получил чем-то тяжелым по голове. Обмякшее тело бизнесмена запихнули в багажник, за руль его джипа сел один из мужиков, и машина рванула в область. Голиков пришел в себя, открыл всегда лежавший в багажнике ящик с инструментами, достал отвертку, отжал замок и выпрыгнул из машины, едва она встала в пробке. Через лес он добрался до ближайшего поста ГАИ, но заявил лишь об угоне.
Подписал себе приговор
Поняв, что самому не справиться, бедолага решил искать защиты у ставленника деда Хасана – криминального авторитета Иосифа Осипова по кличке Марыч. Но 28 января 2005 года Осипов вызвал Голикова в свой офис – в историческое здание на улицу Рубинштейна, 25 – и сообщил, что бандиты от завода не откажутся. Владелец завода в отчаянии заявил, что будет бороться, подписав себе приговор. Марыч действовал в интересах братвы, за что и получил 400 тысяч баксов.
У выхода из подъезда офиса Марыча к Голикову подошли двое граждан в штатском. Один из них предъявил удостоверение ФСБ и попросил проехать. На запястьях Голикова защелкнулись наручники, и вскоре «служебный» джип, в котором по бокам Голикова сидели два крепких бугая, прибыл к одной из заброшенных турбаз. Голикова вывели из машины и передали сторожам. Вскоре тем позвонили: «Кончай его! Он всех нас видел и сдаст! Нету тела – нету дела!» Собеседник посопротивлялся: «Нас на мокруху не подписывали. Нас попугать просили, чтобы сам все отдал».
Голикова снова скрутили, связали руки и потащили к мостику над рекой. Второй бандит вытащил из-под лежавшей на берегу перевернутой лодки топор и дважды долбанул Алексея обухом по затылку.
Труп в камышах
Тело раздели, привязали тяжелый камень и погрузили в резиновую лодку, пустив по течению. Затем в лодку выстрелили из ружья. Одежду сожгли тут же, на берегу. Тело Алексея Голикова, числившегося без вести пропавшим с 28 января 2005 года, было обнаружено рыбаками, но опознать труп сразу не удалось.
Вскоре завод продали нужным людям, а на месте заводоуправления вырос шикарный складской бизнес-центр «Радищев». В 2008 году банду Рыжего взяли за другие преступления. К тому моменту на его счету уже числилось похищение супругов-бизнесменов с целью получения выкупа, нападение на инкассаторскую машину, а также на банковскую машину с обедами для сотрудников и несколько убийств.
Один из членов банды – Игорь Шалонин, испугавшись срока за убийство и грабежи, согласился сотрудничать со следствием и неожиданно раскололся на эпизод с похищением Алексея Голикова. Оказалось, это он сыграл роль сотрудника ФСБ, предъявлявшего Голикову фальшивое удостоверение. Якобы он делал это по просьбе «зама» Марычева – Станислава Тюрина (подозреваемого в посредничестве в заказном убийстве главы концерна «Алмаз-Антей» и дважды оправданного присяжными Мосгорсуда).
За рулем машины был Александр Якубенко (его Шалонин позже застрелил), а сторожами – Арсений Коринфский и Эдуард Авзалутдинов (как и Шалонин – экс-боец шутовской группировки), который и убил Голикова за десять тысяч баксов.
– Шутовская банда была какая-то уж слишком тупо жестокая, – рассказал нам адвокат Дмитрий Васильченко, осуществлявший защиту потерпевшего на суде по делу Шутова. – Они были слишком жадны, могли вооруженные до зубов поучаствовать в разборках между бизнесменами за долг в две тысячи долларов. Потому за время своего существования толком так и не смогли обогатиться.
Следователи провели генетическую экспертизу неопознанного трупа, установив, что это действительно был Голиков. И на этот раз избежать уголовной ответственности Тюрину не удалось: суд признал его организатором убийства, приговорив к 20 годам лишения свободы, исполнитель Эдуард Авзалутдинов получил 17,5 лет, похитители Арсений Коринфский и Андрей Новожилов – 4 и 3,5 года соответственно.
Читайте также: