Гендиректор Почты России Александр Киселев: Мы не настолько богаты, чтобы все сломать
В последнюю перед Новым годом неделю генеральный директор ФГУП «Почта России» Александр Киселев выкроил-таки час, чтобы рассказать, чем работники Почты России занимались в году уходящем и что запланировано на будущее
Тысячи курьеров месят декабрьский снег, разнося открытки и посылки от партнеров партнерам. Десятки тысяч курьеров. Но вся эта армия почти ничто по сравнению с 400 тысячами работников Почты России, для которых предпраздничные поздравления – лишь одно из важных дел… В последнюю перед Новым годом неделю генеральный директор ФГУП «Почта России» Александр Киселев выкроил-таки час, чтобы рассказать зам. главного редактора «Собеседника» Мечиславу Дмуховскому, чем еще они занимались в году уходящем и что запланировано на будущее.
– Александр Николаевич, надеюсь, не испорчу вам предпраздничного настроения, заметив, что в Москве старую добрую открытку «С Новым годом!» надо отправлять в конце ноября, если хочешь, чтобы она пришла вовремя. Письма по столице идут больше недели. Про «между городами» никто уже и не говорит…
– Конечно, это огорчает. Хотя справедливости ради замечу, что между городами письмо может идти даже быстрее, чем между районами Москвы. Но в целом да, и здесь надо говорить о комплексе проблем… Скажем, в СССР автоматизация почтовой работы была на высоком уровне. Сегодня всего этого нет. Что-то пропало в период приватизации, что-то износилось. А то, что еще случайно где-то уцелело, пригодиться не может, так как безнадежно морально и физически устарело. Не могу не сказать еще об одной вещи: за последние 20 лет у нас практически утрачена культура письма, люди разучились правильно писать свой адрес, не знают индексов.
Сегодня нам практически с нуля приходится заниматься и автоматизацией труда, и разработкой новых логистических схем по организации обработки и доставки почты. Не так давно мы запустили Московский автоматизированный сортировочный центр, который позволил перевести на новый технологический уровень почтовые услуги в центральных регионах страны. В 2011 году – в рамках процесса модернизации Почты России – открыли автоматический сортировочный центр в Санкт-Петербурге, начали строительство аналогичного центра в Ростове-на-Дону.
– Для почты с ее более чем трехвековой историей «модернизация», должно быть, не только модное словечко?
– Вот уж точно не ради модного увлечения стали этим заниматься – уж слишком дорого. Хотя бывает и дороже. Вот, к примеру, когда наши коллеги из Германии почувствовали аналогичную необходимость провести модернизацию своей инфраструктуры, они просто продали всё, что у них было: здания, оборудование; что не смогли продать, снесли, а себе построили совершенно новые современные почтовые здания и комплексы. Увы, мы не настолько богаты, мы не можем позволить себе разом построить всё с нуля, хотя изношенность некоторых активов составляет 80%.
Но строить надо. И внедрять новые технологии надо. Всего нам надо модернизировать почти 42 тысячи отделений почтовой связи, построить порядка 36 автоматизированных сортировочных центров, оборудовать полтора десятка мест международного почтового обмена. А еще требуется кардинальное обновление транспортного парка... Да что там! Если всё перечислять, утомим читателей. Потому что модернизация для почты – просто необходимое средство выживания.
– Вы ведь говорите о почте, как о предприятии. А для многих это не просто предприятие. Я вот бываю в командировках, случается, в глухих селах, где почта – единственная ниточка, которая связывает жителей с остальной Россией и даже с государством. Между тем в начале года ходили разные слухи по поводу почты. Например, что закрываются почтовые отделения в маленьких поселках. Что почта хотела бы отказаться от прессы: от подписки, доставки, продажи газет и журналов в почтовых отделениях. Судачили о повышении тарифов на доставку пенсий. Что здесь правда, что нет?
– На данный момент у нас 41.901 отделение почтовой связи, из них 41.618 стационарных и 283 передвижных. Общая цифра растет, а не сокращается, хотя какие-то отделения мы действительно закрываем. Что делать: люди уезжают из деревень. А когда уезжает последний житель, что там делать нам? Так, после пожаров 2010 года мы недосчитались двух отделений – жители сгоревших деревень решили в них не возвращаться. Но девять других из 11 сгоревших ОПС мы восстановили.
Кроме демографических причин, есть и экономические, когда держать почтовое отделение в поселении просто нецелесообразно: клиентов слишком мало. В таких случаях меняем стационарное отделение на передвижное. Передвижные фронт-офисы представляют собой автомобили повышенной проходимости, оснащенные современным оборудованием. Такие отделения предназначены для оказания высококачественных услуг почтовой связи в удаленных, труднодоступных и малонаселенных районах в условиях бездорожья или полного отсутствия инфраструктуры. Оборудованы такие почтовые отделения оказываются иной раз даже лучше, чем старые стационарные – скажем, выходом в Интернет.
Что касается тарифов на доставку пенсий… Сегодня это 1,15% от доставляемой суммы. А при советской власти, кстати, было 4%. Так что ни о каком росте говорить не приходится. Впрочем, самим гражданам вообще беспокоиться не о чем: платят не они, а Пенсионный фонд.
Ну, и от прессы мы, конечно, отказываться не собираемся. Наоборот, стараемся совершенствоваться, внедряя, например, услугу электронной подписки, чтобы у тех, кому удобнее подписаться через Интернет, была такая возможность.
– Я был в деревне в Ярославской области, где идут именно на почту, чтобы посидеть в Интернете, он есть только там. Плюс там же как бы киоск со всякой всячиной и что-то вроде банковского отделения…
– Это не только в деревнях. Вообще стараемся, чтобы и в городах в каждом отделении связи был собран целый комплекс необходимых клиентам предложений, которыми они могут воспользоваться, не бегая из офиса одной компании в офис другой.
– Знаю, что по итогам исследований одного из агентств, занимающихся рынком труда, Почта России была в 2011 году признана победителем в номинации «Привлекательный работодатель». Надо ли так понимать, что вы не обижаете своих сотрудников ни зарплатами, ни условиями работы?
– Насколько я помню, в данном исследовании проверялось прежде всего, насколько работодатель честен с претендентами на открытые вакансии и со своими сотрудниками. Ну и как подтверждает исследование, о котором вы говорите, мы честны перед людьми. Увы, не можем похвастаться зарплатами, как у нефтяников или банкиров. Но мы стараемся повышать уровень оплаты труда работников, используем все имеющиеся возможности. И в этом году увеличили зарплаты в среднем на 14%.
– Не могу не вспомнить почти киношный случай, когда операционист Почты России украла 7 миллионов пенсионных рублей. Хорошо, поймали. Но деньги ведь она потратила. Уверены ли вы, что «примеру» этой девушки не последуют другие?
– Никто денег пенсионеров не крал. Ограбили ФГУП «Почта России», у которого похитили средства, предназначенные для его операционных расходов, в том числе различных выплат клиентам. Независимо от того, сколько потеряли мы и страховые компании, наши клиенты не потеряли ни копейки. Но вот что интересно: об одной оторве, которая украла у нас деньги и прокутила их, написали чуть ли не все центральные газеты. А вот история женщины – начальника почтового отделения в столице, которая проявила героизм – рискуя жизнью, противостояла настоящим грабителям, такого внимания к себе почему-то не привлекла.
– Дадите адрес?
– Конечно. Что касается того случая. Нет, плохой пример не оказался заразительным. У нас работают в подавляющем большинстве своем честные люди, которым мы не боимся доверять.
– Что бы вы пожелали им и другим нашим читателям накануне Нового 2012 года?
– Хотел бы пожелать оптимизма, радости и душевного равновесия. И смеха. Детского смеха. Я сам многодетный отец и дедушка: у меня четверо детей, уже двое внуков… Конечно, маленьким россиянам хотел бы пожелать, чтобы они всегда верили в хорошее и доброе. Например, в Деда Мороза. А почта всегда доставит им поздравления от Деда Мороза и всегда отправит ему письма с детскими мечтами и пожеланиями.