Как Пестово стало «русским Клондайком»?
Вопреки всем кризисам, плохой власти и трудным обстоятельствам на территории обычного российского провинциального городка реализовалась типичная «американская мечта»
Пестово – типичный медвежий угол. Удаленный от обеих столиц провинциальный населенный пункт с населением 16 тысяч человек. 450 км от Москвы, добраться можно только на перекладных. Каким же образом здесь появился настоящий «русский Клондайк», где удача может улыбнуться практически каждому?
Заработать 80 тысяч – не проблема
В округе Пестово уже прозвали «столицей джипов». На 16 тысяч населения здесь зарегистрировано 9 тысяч автомобилей. В городке есть рестораны, ночные клубы, боулинги и спортбары. И погулять есть на что: самая низкая зарплата здесь – 15 тысяч рублей, ее дают начинающим. Профи и трудоголики получают значительно больше.
– Заработать в месяц от 80 до 100 тысяч – не проблема, – рассказал «Собеседнику» местный краевед и журналист Алексей Виноградов. – Это вполне по силам каждому. Кто захочет, конечно.
Как же так вышло, что вопреки всем кризисам, плохой власти и трудным обстоятельствам, которыми у нас принято объяснять все, на территории обычного российского провинциального городка реализовалась типичная «американская мечта»?
Бизнес на бытовках
Рассказ о «золотой эпохе» Пестово многие местные начинают с фигуры бизнесмена Олега Стерхова. Он здесь типа живой легенды, что подкрепляется еще и его внешним обликом – то ли былинного богатыря, то ли (гуляют и такие сравнения!) мифического Зевса. Широкие плечи, пышная борода, спокойный взгляд. Это сейчас Стерхов учит языки и много читает (в апреле он даже участвовал в шоу «Кто хочет стать миллионером?»), а раньше, по свидетельствам местных, бывало всякое.
В середине 1980-х Пестово, как и вся Россия, стоял на перепутье – скатиться в пропасть или возродиться заново. Плановая экономика рухнула, два крупных предприятия, которые обеспечивали благополучие пестовчан, стали хиреть. Юрист одного из местных заводов Олег Стерхов бросил работу на госпредприятии и поддался моде на предпринимательство. Этапы были, как у всех: видеосалон, где пестовчане впервые увидели эротические шедевры типа «Эммануэли», коммерческая палатка с популярным тогда спиртом «Роял» и, наконец, брокерская контора.
– Но, если честно, торговля меня всегда как-то тяготила, – признался Олег Стерхов «Собеседнику».
Еще в 1990 году Стерхов «для пробы» арендовал цех у лесокомбината. Стали производить простейшие бытовки. Цену Стерхов не ломил, а качество выдерживал, поэтому его деревянные «палатки» стали расхватывать как бизнесмены для рабочих, так и дачники для собственных участков. Так Стерхов открыл «закон бытовок», который стал для Пестово формулой благополучия:
– Хорошего и недорогого товара сколько ни производи – всегда спрос будет. Тем более сейчас ассортимент расширился – мы делаем еще и дома из клееного бруса, которые активно раскупают по всей стране.
За 20 лет, пока в Пестово колотят бытовки, блок-контейнеры и деревянные дома, здесь вырос свой, местный список «Форбс» – 10–15 очень богатых людей, каждый – с собственным автопарком из 3–6 самых дорогих машин и возможностью ездить по всему миру. И Стерхов тут уже не на первом месте, хотя многие пестовские «богачи» когда-то работали именно у него.
Например, Олег Кузин, который начинал в стерховском пункте приема стеклотары, а в свободное время на стареньком мотоцикле ездил на сбор клюквы. Пара ягодных урожаев – и Кузин смог купить материал для первой собственной бытовки. Сейчас он уже крупный бизнесмен. Но разницу между бизнесменами и рабочими здесь не всегда можно заметить. Пестовские «богачи» не живут за высокими заборами, не ездят в бронированных автомобилях и не боятся простого народа.
– Стерхов по выходным в городскую баню париться ходит, а на прошлой неделе теще картошку сажал в огороде. У нас в городе практически нет классовой ненависти, потому что наши богатые – это парни с соседней улицы, которые свой капитал получили не по наследству и не по блату, а заработали буквально на глазах у всех. Кузин, например, до сих пор может взять в руки инструмент, чтобы что-то лично подправить-подделать. Закатает рукава, а там часики золотые блестят, – беззлобно смеются местные.
– У нас как: поработает человек сезон-два-три, а потом может и свое дело открывать, если есть силы и желание пахать. Для нас это типичная история обогащения, – рассказал «Собеседнику» Алексей Виноградов.
Жизнь городка
Естественно, Пестово – настоящий плавильный котел. Сюда, где хорошо и сытно, едет рабочий люд из многих регионов страны и ближнего зарубежья. Но традиционные российские проблемы – безработица, межнациональные конфликты, пьянство, запущенная молодежь и разгул криминала – все это здесь неактуально.
– Да когда нам – работаем же, – объясняют местные, почему не выясняют отношения с гастарбайтерами и не колются по подъездам. Официальная безработица в Пестово 0,5% – в основном женщины предпенсионного возраста. Ни одного безработного мужчины в городе не зарегистрировано. Школьники лет с 15 уже сами просятся в бригады – колотить бытовки и собирать дома и дачи из бруса. Поначалу им доверяют только работы типа подай-унеси и только после этого начинают обучать мастерству, которое приносит вполне реальные деньги. Парень, взявший в руки топор или рубанок, может уже планировать, например, покупку машины, создание семьи и строительство собственного дома. Живые примеры – перед глазами.
– Хотя выпить после большой получки – такое у нас, конечно, заведено по русской традиции, – признаются местные. – Но не до беспамятства. У нас ведь как: ушел в запой – потерял работу. А потерял работу – потерял всё.
Пестовчане называют «куркулями». Машины они покупают лучшие, дома строят высокие, отдыхать ездят за границу. Правда, дороги в Пестово ужасные. Тут сразу видно, как работает государство, а как – пестовчане. Поэтому в городе судачат, что у Стерхова есть амбиции пойти во власть, потому как не все проблемы можно решить деньгами, нужны еще и властные рычаги.
– Не-а, – смеется сам Стерхов. – Я как-то раз участвовал в выборах, проиграл, и больше не тянет. Я жене в шутку говорю: может, махнем жить в Доминикану? Но и она, и я, и все понимают, что никуда я не уеду – работы много. И с каждым годом все больше. Бытовки и деревянные дома в нашей необустроенной России еще долго будут самым ходовым товаром… Так что задач полно, не успеваешь все переделать.
В местных газетах всегда полно объявлений о вакансиях. На высокооплачиваемую работу всегда требуются люди. И их всегда не хватает. Тех, кто умеет и хочет работать. А это и есть формула пестовского богатства.
Вот бы так всю Россию… выпестовать!
Кому еще на Руси жить хорошо?
Город Мышкин, Ярославская область. Здесь открыли музей мыши. Символ города стал главным сувениром и источником вдохновения для мышкинцев, а сам Мышкин – центром туризма и основной отраслью доходов как для казны, так и для простых жителей.
Цивильск, Чувашия. Жители города и восьми прилегающих сел не валяют дурака, а валяют валенки. В последние сезоны эта обувь вошла в моду и в столицах, так что особо усердные цивильские валяльщики зарабатывают до 100 тысяч в месяц.
Красное-на-Волге, Костромская область. Это село иногда называют «золотым Эльдорадо». Большинство местных жителей заняты в ювелирном производстве. Почти 60% российской «ювелирки» делают именно здесь, обеспечивая россиян красивыми и недорогими украшениями и посудой, а себя – стабильным и немалым доходом.
Фото Алексея Виноградова