Брежневский перелом

Брежневский перелом: тридцать лет назад, во время визита Леонида Брежнева в Ташкент, генсек едва не погиб

Брежневский перелом: тридцать лет назад, во время визита Леонида Брежнева в Ташкент, генсек едва не погиб.

Ильич перебрал

24 марта 1982 года в Ташкенте проходило торжественное заседание в честь визита в Узбекистан гениального… пардон, генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. Ильич традиционно медленно вышел на трибуну и произнес свою обычную невнятную тираду по бумажке.

Зал, как всегда, рукоплескал и, как всегда, потешался. Речь Брежнева была заторможенной даже больше обычного, движения – совсем уж неровными. Все думали – перебрал на приветственном банкете.

На самом деле Брежнев если и перебрал, то болеутоляющего. Малейший жест рукой у него отдавался болью во всем теле – следствие того, что случилось с ним накануне.

Незваный гость

– Леонид Ильич вообще часто ездил с визитами по стране, – рассказал «Собеседнику» личный фотограф Брежнева Владимир Мусаэльян. – В Ташкенте он решил посетить авиазавод, и я был с ним рядом. Как обычно. Фотографировал.

Вот только съемка в тот день вышла не такой, как обычно.

– Визит на завод сначала запланировали, а потом отменили. Но неожиданно Брежнев все-таки решил ехать, – вспоминает Мусаэльян. – Начальник охраны генерал Рябенко тогда пре­дупредил: этого делать нельзя – завод к визиту не готов. Такие мероприятия ведь тщательно готовились, до мелочей продумывались меры безопасности. Генсек все-таки настоял: «Я хочу посмотреть!»

Авиазавод имени Чкалова был одной из титульных марок республики, а его директор Виктор Сивец был в Узбекистане немногим менее знаменит, чем глава республики Рашидов. Рабочие шутили даже, что власть у них на заводе не советская, а сивецкая. Вот Брежнев и решил уважить.

– А мы и не знали ничего (кто к нам приедет) и в начале перерыва на обед залезли на недостроенный АН-22 посмотреть, – поделился воспоминаниями бывший работник завода Владимир. – А после решили пойти назад в цех… Не тут-то было! К нам подошли какие-то люди и в грубой форме «очень вежливо» попросили оставаться на месте. А потом прямо из подъехавшей машины вышел сам Ильич. Расстояние между нами было метр с кепкой. Друг сказал вслух: «Смотри, на Лёньку похож». У меня аж комок в горле застрял, я-то понял, что это – настоящий «Лёнька». Очевидно, Леонид Ильич услышал эти слова. Посмотрел на нас безразличным взглядом, принял цветы от подбежавшей женщины и вместе со свитой пошел в цех. Лучше бы они туда не заходили, думал я потом.

Под завалом

– Мы отправились в цех, где шла окончательная сборка самолетов, – рассказывает Владимир Мусаэльян. – На высокую легкую стремянку взгромоздилось столько работников, хотевших увидеть Брежнева, что она, не выдержав, упала. Рассчитана-то была человек на десять, а забралось туда около пятидесяти! Грохнулась прямо на делегацию во главе с генеральным секретарем ЦК КПСС.

По словам фотографа, Брежнева прикрыл своим телом адъютант генсека Владимир Собаченков:

– Многие получили переломы, у кого-то даже был сломан позвоночник. Брежнев лежал с открытыми глазами, а его адъютант – без сознания, весь в крови, к счастью, он остался жив. Я стоял чуть поодаль и увидел в этом завале только ботинки Леонида Ильича… Все забегали вокруг места происшествия, стали оттаскивать людей, оказывать им помощь.

– Очевидец тех событий позже оказался моим сокурсником, – пояснил «Собеседнику» местный житель Игорь Сергеев. – Он рассказал, что в первую же секунду дюжие охранники окружили генсека. А начальник охраны стал стрелять в воздух и кричать: «Всех арестую!» Со страху народ повалил кто куда. Многие покалечились в образовавшейся давке.

– Люди начали орать. Гвалт и кошмар, – говорит Владимир. – Мы рванули влево и обалдели: Ильича за ноги и за руки на счет раз-два-три забросили в машину сопровождавшие его люди в штатском.

«Брежнева убило»

– У Брежнева оказалась сломана ключица, – подводит итог визита Владимир Мусаэльян. – Но уже на следующий день он стоял на трибуне. Хотя ему сделали обезболивающие уколы, руку поднять для приветствия было невероятно сложно, однако он все-таки приветствовал ею, произнес речь. А после позвонил Андропову и сказал: «Юра, наказывать никого нельзя – виноват только я. Я настоял на этом посещении, хотя меня предупреждали».

– Несмотря на это, цеховое начальство сразу «закрыли» и заставили писать объяснительные, подписки о неразглашении случившегося, – добавил Игорь Сергеев. – Подозревали, что это – провокация или даже покушение. Многих потом поснимали с постов или понизили в должности, но этим репрессии и ограничились.

По словам личного врача генсека Михаила Косарева, когда его пациента перевезли в московскую больницу, по столице поползли всякие глупости:

– Говорили: «Брежнева убило, он лежит в морозилке, и под Пасху объявят, что генсек умер». Мы тогда ему сказали: «Леонид Ильич, надо появиться, чтобы видели вас. Хоть на хоккей сходите, чтобы камера прошлась». Встал, сходил.
Но ходить ему оставалось уже недолго. Здоровье генсека окончательно пошатнулось, и всего через полгода после перелома в Ташкенте, в ноябре, Брежнев умер. Не будь того ЧП на авиазаводе, он, может, еще бы пожил, и все, что случилось после его смерти, пошло бы совсем по-другому. Перелом ключицы оказался переломом в жизни целой страны.

Кстати

Под удар попали ордена

Из воспоминаний кремлевского портного Александра Игманда:

«Приезжаю на примерку, надеваю Леониду Ильичу пиджак и чувствую, что у него левое плечо стало каким-то очень покатым. А надо сказать, что у Брежнева для его возраста была хорошая фигура, без особых изъянов… Когда примерка закончилась, я в приватной беседе спросил начальника охраны, в чем дело. Выяснилось, что во время поездки в Ташкент случилось ЧП…

У Брежнева был перелом ключицы: он месяц пролежал в больнице, где ему вставили в плечо металлический штырь. В результате левое плечо заметно укоротилось. Мне пришлось конструктивными методами выравнивать дефект. А левая сторона – очень важная зона в костюме генерального секретаря. Ведь именно там помещались все его главные ордена».

Досье

Искушение покушением

Ленин – 30 августа 1918 года на заводе Михельсона в Ленина стреляла полуслепая эсерка Фанни Каплан; многие историки ставят под сомнение, что именно она и даже сам факт инцидента, но он дал большевикам повод развязать «красный террор».

Сталин – в ночь с 25 на 26 августа 1931 года в автомобиль Сталина под Сочи врезался грузовик; «террорист» оказался алкоголиком, но ОГПУ развернуло поиски сети вредителей и шпионов.

Хрущев – во время визита Хрущева в 1956 году в Великобританию рядом с его крейсером «Орджоникидзе» был обнаружен подозрительный плавающий предмет; отношения Москвы с Лондоном окончательно ухудшились.

Брежнев – 22 января 1969 года военнослужащий Виктор Ильин, переодевшийся милиционером, обстрелял правительственный кортеж с космонавтами; сам Брежнев почему-то поехал по другому маршруту, что породило слухи о провокации со стороны КГБ.

Андропов – 19 февраля 1983 года в Андропова стреляла жена экс-главы МВД Щелокова, после чего сама застрелилась; есть версия, что покушение придумали на Лубянке, чтобы оправдать расправу над женщиной.

Горбачев – 7 ноября 1990 года на Красной площади задержали вооруженного человека; сам Горбачев уверен, что это была просто инсценировка, чтобы его напугать.

Ельцин – в январе 1993 года майор стройбата Иван Кислов решил взорвать Ельцина за развал Союза и был арестован; взрывчатка оказалась отсыревшей, майор невменяемым, но в октябре его единомышленников все равно расстреляли у Белого дома.

Путин – недавняя информация о подготовке чеченцами на Украине покушения на Путина не подтвердилась; впрочем, предвыборный трюк сработал…

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика