00:01, 08 Октября 2016 Версия для печати

Дмитрий Быков: Кто вырастет без "Войны и мира"?

Если убрать из школьной программы главный русский исторический роман, станет решительно непонятно, как преподавать историю Отечественной войны 1812 года
Если убрать из школьной программы главный русский исторический роман, станет решительно непонятно, как преподавать историю Отечественной войны 1812 года
Фото: Global Look Press

Креативный редактор Sobesednik.ru – о предложении исключить роман «Война и мир» из школьной программы.

Убрать из школьной программы «Войну и мир» – совет не новый, и обсуждать его не стоит вообще. Во-первых, Людмила Вербицкая, в прошлом ректор Петербургского университета, давным-давно ничего не преподает, хоть и является по образованию филологом; ее мнение в данном случае непринципиально и ни на что повлиять не может. В прошлом доверенное лицо Владимира Путина, сегодня она лишь один из бесчисленных российских чиновников от образования. Во-вторых, если убрать из школьной программы главный русский исторический роман, станет решительно непонятно, как преподавать историю Отечественной войны 1812 года. Мы знаем ее в толстовской версии, лестной и принципиальной для национального характера. Не по Клаузевицу же изучать эту войну, которая по всем параметрам закончилась для России поражением, а потом обернулась одной из главных побед и закончилась в Париже! Мы знаем Наполеона по Толстому, хотя его оценка крайне пристрастна. Мы судим о психологии русского солдата по Бородинской битве, какой ее написал Толстой. Простой или сложный роман «Война и мир», но это краеугольный камень русской культуры, истории и политики; без него это здание не стоит. Так что никто эту книгу из программы не уберет, забудьте. Это все из серии «Отвлекитесь от реальности», а то уже припекает.

Дмитрий Быков
Дмитрий Быков
Фото: Андрей Струнин / «Собеседник»

Интересней тут другое: мотивировка. Школьники не поймут, школьникам трудно. Тут и взрослый ногу сломит. Но ведь и теорию относительности, и даже формулу закона Ома для полной цепи помнит и тем более понимает не каждый взрослый. И в повседневной жизни она им не больно-то нужна. Но почему-то кастрировать школьную программу всегда предлагают именно за счет гуманитарных дисциплин. Но послушайте, школьникам ведь вообще трудно. И должно быть трудно, потому что девяносто процентов наших знаний о мире мы успеваем получить до семнадцати. У них напряженный график. Если они не будут думать, в тридцать такие объемы информации элементарно не усваиваются.

Дело в том, что развращать школьника халявой, пичкать его пересказами, упрощать любое задание до уровня шестого класса – как раз и значит лишать страну будущего. Ему, видите ли, сложно читать историческую эпопею с множеством действующих лиц. А тригонометрию учить не сложно? Теорема синусов должна быть исключена из программы, практической пользы от нее ноль. Чего морочить ребенку голову историей, войнами, датами? Посмотрит «Игру престолов» и все поймет.

Вот этот подход – «выкинем, потому что сложно» – и есть самое настоящее растление. Если у человека нет привычки к умственному усилию, к преодолению себя – из него так и вырастет Анатоль Курагин. И что самое обидное, этот Анатоль себя даже не узнает.

Подписаться на новости

Введите Ваш email:
email рассылки



Новости Партнеров

Новое на сайте

18:34, 27 Марта 2017
Почему юношеская сборная России по футболу заняла последнее место в группе чемпионата Европы, выяснял Sobesednik.ru
»
18:14, 27 Марта 2017
Sobesednik.ru узнал у политологов, почему «помолодел» протест и как власти ответят на митинг Алексея Навального
»
17:27, 27 Марта 2017
РФ примкнет к Монреальской конвенции об унификации воздушных перевозок, устанавливающей размер возмещения за отмену рейсов
»