Дмитрий Быков: Кому и чем на самом деле опасен Александр Бородай
Истина же в спорах о том, самостоятелен ли вышедший из-под контроля Бородай или им все-таки манипулируют из Кремля, лежит, по-моему, посередине
Об Александре Бородае, как бы назначенным как бы премьером как бы Донецкой Новороссии, сейчас много спорят – особенно после колонки журналиста Олега Кашина, где доказывается, что донецкая ситуация вышла из-под всякого контроля.
Бородай и Стрелков – давние друзья, соратники Лимонова по НБП [запрещена в России как экстремистская в апреле 2007 г. – Ред.] и Проханова по «Завтра», при этом они дружат с православным бизнесменом Константином Малофеевым (о нем много интересного в разное время писал Навальный; вообще всякие интересные сделки и православная духовность часто ходят об руку, как бы поддерживая друг друга, но это я не про Малофеева, а так, вообще).
По Кашину получается вроде, – и последнее телеобращение Гиркина-Стрелкова, министра обороны ДНР, это подтверждает, – что в Крыму, допустим, российские православные активисты действовали от имени и по поручению власти, а в Донецк поехали по собственной инициативе и реализуют там свои православные мечты о правильной России.
Их программа-минимум – героическая смерть, а максимум – строительство на опытном полигоне Новороссии той самой идеальной Другой России, о которой когда-то писал Лимонов и которая им самим грезится во время исторических реконструкций. Какова будет эта другая Россия – представить трудно, но подозреваю, что речь идет о пассионарном сочетании все той же духовности и бандитизма.
[:image:]
В самой России что-то все время мешает, да и в Донецке, судя по обращению Гиркина, никто не рвется в этот реконструкторский рай, но на этот случай всегда остается программа-минимум; конечно, кашинское сравнение Бородая с Че Геварой несколько хромает – Че Гевара был апостолом революции, а тут речь идет о чистой контрреволюции, украинской Вандее, – но типаж похож.
Нечем человеку заняться в нынешней гниловатой российской среде, вот он и нашел себе большую игру. Я бы уж скорее вспомнил Юкио Мисиму – любимый, кстати, культурный герой Лимонова: тоже хотел в Японии устроить консервативный переворот, никем не был поддержан и сделал себе давно желанное харакири.
Истина же в спорах о том, самостоятелен ли вышедший из-под контроля Бородай или им все-таки манипулируют из Кремля, лежит, по-моему, посередине. В современной России пассионарии не больно нужны – и скорее опасны, как показывает вся судьба национал-патриотов вроде Лимонова; вот их и решили аккуратно сплавить туда, где надо по-быстрому развалить государственность.
Полагаю, Малофеев (если это действительно его разговор с Гиркиным выложен в сеть) тоже участвует в донецких событиях без прямого указания из Кремля: Че тоже поехал в Боливию не по указанию Кастро, а скорей по секрету от него.
[:image:]
Конечно, эту деятельность в Кремле одобряют: и отвечать за нее не надо, и на цель Кремля в Украине она вполне работает. Чем все это кончится – тоже понятно: пассионарии обречены, их никто не поддержит и скорей всего уберут свои.
Но опасность не в том, что Донецк вышел из-под контроля. Она в том, что вирус партизанской войны и федерализма исключительно контагиозен, как говорят специалисты.
Экспорт пассионариев на Украину вполне может обернуться большим российским взрывом после их возвращения, а если Донецк сумеет открыть границу – эта чума хлынет в Россию еще раньше. Поджигать дом соседа при сильном ветре, особенно если у тебя самого полон подвал горючего, – странная тактика.
Бородай опасен не Украине – она справится, – а России, где масса никому не нужных, жаждущих деятельности людей в условиях путинского застоя растет ежегодно и давно готова рвануть.
Так что не за Украину надо бояться, ребята.