Вячеслав Невинный умер с улыбкой на устах
Народного артиста СССР Вячеслава Невинного любила вся страна. Его сын Вячеслав Невинный-младший достойно продолжает дело отца
Народного артиста СССР Вячеслава Невинного любила вся страна. И сегодня зрители пересматривают культовые фильмы, в которых блистал любимец публики, – «Председатель», «Берегись автомобиля», «Гостья из будущего»… Список можно продолжать долго – ярких ролей у Вячеслава Михайловича, которому 30 ноября исполнилось бы всего 77 лет, много. Его сын Вячеслав Невинный-младший не так известен широкой публике. Однако достойно продолжает дело отца – на сцене театра МХТ имени Чехова и в жизни.
«Мама была с отцом неотлучно, когда он болел»
– Вячеслав, 30 ноября – день рождения вашего отца. Извините за бестактный, может быть, вопрос: сильно ли изменилась жизнь семьи после его ухода?
– Конечно. Словно вместе с ним ушла часть сердца, часть моей жизни, часть меня самого. Боль не утихает, чувствуется до сих пор. И это логично, ведь для меня он был в первую очередь близким, родным человеком, потом уже артистом. Конечно, его на улицах узнавали. Но не как известного персонажа с экрана, а… как какого-то своего хорошего знакомого – коллегу, соседа по работе. В связи с этим происходило немало комических ситуаций.
Например, вспоминается такая. Аэропорт, летим с папой в дом отдыха. И подходит какой-то человек, жмет папе руку. Говорит: «Ну всё, договорились? В 11? Буду я и Федор». На что папа совершенно серьезно отвечает: «Конечно. В 11. Буду ждать, приходите». Когда человек уходит, я спрашиваю: «Папа, это кто был?» На что папа отвечает: «Понятия не имею! Но мне было неловко сказать, что меня с кем-то перепутали». Или подходил человек к папе: «Послушайте, где-то я вас видел. Вы где работаете?» И папа предельно серьезно отвечал: «В бане». Тогда незнакомец со вздохом облегчения (не обознался!) говорил: «Ну, вот там-то я вас и видел!»
Фильмы, где папа играл, конечно, любят до сих пор. Кстати, в «Волшебнике Изумрудного города» мне посчастливилось играть с отцом. Он играл Страшилу, а я Трусливого Льва, который потом становится Смелым. Поработать довелось и в театре. С такими артистами, каким был папа, работать одно удовольствие.
– Какой главный жизненный урок вы получили от папы?
– Ко всему, что бы ни происходило в жизни, надо относиться с юмором. Так он считал и старался привить чувство юмора мне. Постарайся представить себе, говорил он, то, чего боишься, не страшным, а… забавным. Только так можно выжить в нашем трудном мире. В последние годы папе было безумно тяжело, он серьезно болел. Но был полон мужества, боролся. И ушел с такой полуулыбкой, словно чего-то ища, пытаясь разглядеть в небе. Пока был в сознании, превозмогая боль, пытался даже шутить – понимал, как больно родным оттого, что он уходит.
– Писали, будто в семье были материальные проблемы, не всегда хватало средств на лекарства…
– Да, было непросто. Спасибо, низкий поклон тем, кто помогал. А помогали многие – Наталья Селезнева, Геннадий Хазанов, Александр Калягин и, конечно, Олег Павлович Табаков. Театр, Олег Павлович поддерживали, пока папа был жив. И когда его не стало, помогли с похоронами, с местом на кладбище…
– Как себя чувствует ваша мама (Нина Гуляева, народная артистка России. – Авт.)?
– Мама – единственный человек, который днем и ночью неотлучно находился рядом с отцом (я приезжал, навещал и делал всё, что от меня зависит, но мама была рядом с папой каждую минуту). Конечно, ей было тяжело, когда его не стало. Но она смогла восстановиться. Спасли работа, творчество. Мама по-прежнему служит в МХТ имени Чехова, у нее несколько прекрасных спектаклей. Она востребована, это важно для нее. Например, одна из ее новых работ – в спектакле «Дворянское гнездо» по роману Тургенева.
«С Мишей Ефремовым ночами играли в войну»
– Расскажите о ваших студенческих годах. У вас ведь был замечательный курс!
– Курс звездный. Со мной вместе училась Маша Евстигнеева, дочь Евгения Александровича, Александра Табакова – дочь Олега Павловича… А на втором курсе пришел, отслужив в армии, Миша Ефремов. По окончании института большая часть курса влилась в молодежный театр-студию «Современник-2», нас любезно приютила в своем театре Галина Борисовна Волчек.
Вечером, часов в 10, когда заканчивался спектакль взрослого «Современника», мы помогали монтировщикам разбирать декорации. Потом сами ставили свои декорации, прибивали их гвоздями к сцене. И где-то с 11 вечера и до 11 утра шли наши ночные репетиции. Это было прекрасное время. Выпустили несколько спектаклей, которые гремели по Москве, – «Седьмой подвиг Геракла», «Тень» и спектакли с необычными названиями – например, был такой спектакль – «Ты чё, псих, что ли?» (улыбается). Наши постановки пользовались успехом, мы даже ездили на гастроли.
- Михаил Ефремов гонял однокурсников, пользуясь тем, что старше по возрасту?
– Он был явным лидером и художественным руководителем. И как положено начальнику, в чем-то даже деспотом (улыбается). Его слово ценилось, уважалось, возражений он не терпел. При этом атмосфера была веселая, творческая. Миша по-деловому ввел систему поощрений – премии зависели от того, насколько человек отдает себя работе в театре. Причем оценивалась не только работа на сцене, но и участие в погрузке-разгрузке декораций. А кто будет таскать декорации, если не сами актеры?
– Ваш отец обладал природным юмором. А в вашей юной актерской жизни он присутствовал?
– А как же, дело-то молодое! (Смеется.) Чтобы разрядиться, повеселиться, придумывали всякое. Например, устраивали гонки на лифтах. Или по ночам играли в войну, ползая по гостиничным коридорам. Но это было весело и не криминально. Подкалывали друг друга. Бывало, ляпнешь что-нибудь на сцене во время спектакля специально, чтобы человек смеялся. Это называется «расколоть». И актер, твой товарищ, отворачивается, начинает трясти плечами – смеется, хотя ему нужно держать серьезную мину на сцене. И от его смеха всем весело.
– Некоторые актеры говорили мне, что наотрез отказываются играть насильников, бандитов, злодеев. Хотя у вашего папы, например, получился потрясающий отрицательный герой – космический пират в фильме «Гостья из будущего»…
– Думаю, лукавят, когда говорят о нежелании играть злодея. Может быть, не прошли кастинг на роль? (Улыбается.) Если хорошая роль и хороший сценарий, актер никогда не откажется. И у хорошего артиста в хорошем кино даже злодей, негодяй, насильник получится обаятельным и привлекательным.
– Вячеслав, расскажите, пожалуйста, о своей семье. Кто продолжит актерскую династию Невинных?
– Жена Лариса в прошлом занималась хореографией, танцевала в ансамбле «Казачий Дон». Потом была педагогом по танцу, хореографом. А недавно получила второе высшее образование, окончила юридический институт. Еще у меня две дочери замечательные – Иветта, которая в этом году окончила школу и поступила в университет на филологический факультет. Причем на бюджетное отделение, чем я особенно горжусь. И младшенькая – Василиса, она учится в 4-м классе.
– Иветта решила не идти в актрисы?
– Собиралась, даже ходила на подготовительные курсы Школы-студии МХАТ, которую окончили и я, и папа, и мама. Надо отдать должное педагогам дочери, которые каждое занятие начинали словами: «Ребята, подумайте: а надо ли вам поступать в театральное? Артистов много, славы, цветов и денег на всех не хватит, профессия жестокая». И, походив на курсы две недели, дочь задала нам с мамой вопрос: «А что, профессия актера такая зависимая?» «Хороший вопрос, – сказали мы с Ларисой в один голос. – Раз задаешь, значит, есть надежда: что-то в жизни понимаешь». Не то чтобы мы не хотели видеть ее актрисой…
Просто когда я учился, критерии были другие. Сейчас можно вообще не учиться и стать звездой, а умный и талантливый может оказаться на задворках. Жизнь рядового артиста и материально ущемлена. Поэтому, когда у дочери приоритеты поменялись, я был рад. Теперь дело за малым (улыбается) – младшенькую убедить. Василиса танцует в ансамбле «Народный стиль», причем довольно успешно. Возможно, свяжет жизнь с танцевальной профессией.