Фильм "Вий" Олега Степченко: Страшная бесовщина, фатальные заблуждения и инквизиторское подчинение
«Вий» Олега Степченко стал одной из самых ожидаемых кинопремьер года. Съемки продолжались с перерывами семь лет. Это была последняя работа Валерия Золотухина. Сами актеры впервые увидели законченную картину всего за несколько дней до премьеры
«Вий» Олега Степченко стал одной из самых ожидаемых кинопремьер года. Съемки продолжались с перерывами семь лет. Это была последняя работа Валерия Золотухина. Сами актеры впервые увидели законченную картину всего за несколько дней до премьеры – на предварительный показ пришли Андрей Смоляков, Игорь Жижикин, Анна Чурина, Алексей Чадов.
Новый «Вий» – не экранизация повести Гоголя, но он ей и не противоречит. Скорее здесь гоголевская история под другим, более широким углом. Это сказка – местами страшная, местами смешная, местами с явными приветами киноклассике, с атмосферой, более всего напоминающей копполовского «Дракулу», но веселее. Есть даже детективный элемент: ответ на вопрос, кто убил панночку, предстоит найти английскому картографу Джонатану Грину, а ключ – таинственная фраза «он знает, кто под овечьей».
Конфликт науки и суеверий даже более важен здесь, чем разница между русским (из принципа не будем отделять украинцев и казаков, на фоне Грина все свои) и европейским духом. Путь, который проходит ученый англичанин (этот же путь, как мы потом понимаем, уже прошел Хома Брут) – от полного отрицания бесовщины к ее признанию и дальше, к пониманию того, что бесы существуют, но внутри нас. И только зритель в финале видит, что он опять заблуждается и что вся его ученость здесь бесполезна, как пятое колесо в его самоходной карете.
Противостояние «мы и они» выражается в своеобразном культурном обмене. Одержимый фанатик отец Паисий (его замечательно сыграл почти неузнаваемый Андрей Смоляков) имеет все черты, замашки и инструменты средневекового инквизитора, а в конце признается, что как раз в путешествиях по Европе научился разным техническим штучкам для производства чудес и фокусов, которые теперь успешно использует, чтобы держать народ в страхе и подчинении. Но на этой земле есть своя, реальная чертовщина, без всяких фокусов, против которой бессильны и наука, и молитва, – и эту чертовщину в виде крошечного бесенка, сам о том не зная, увозит на родину Джонатан Грин.
Кстати, бесы отличные, не хуже, чем в 1967 году. А вот волки – позорные, но их в кадре немного.
Читайте также:
Алексей Чадов нашел неожиданное объяснение своей сожженной молодости