Новости дня

19 октября, четверг







































18 октября, среда




Пять главных вопросов о крахе "ВИМ-Авиа"


Фото: Global Look Press

Одна из крупнейших авиакомпаний страны – «ВИМ-Авиа» – фактически обанкротилась. Sobesednik.ru выяснил подробности.

Не смогли вылететь по месту назначения десятки тысяч человек, и многие застряли за границей. Собственники компании, супруги Мурсекаевы, в бегах, ее руководство арестовано, а пассажиров «ВИМ-Авиа» перево­зят другие компании, включая президентский специальный летный отряд «Россия».

1. Почему так случилось?

– Я бы не сказал, что у «ВИМ-Авиа» все было благополучно: отчетность за последние годы была с очень небольшой прибылью, последние три года росла дебиторская и кредиторская задолженность, – говорит аналитик ФИНАМ Алексей Калачев. – Наблюдалось сокращение резервного капитала, причем в разы. Учитывая, что цены на керосин и прочее растут гораздо быстрее перевозок, у многих возникают проблемы. За исключением нескольких гигантов, вся отрасль год за годом заканчивает с убытками.

«ВИМ-Авиа» не могла себе позволить покупку новых самолетов. Брали в лизинг старые 20-летние борты, а это опять ремонт, простои и, как следствие, убытки. Что не могло не сказаться на финансовой ситуации, поскольку это не только потеря прибыли, но еще и штрафы. Компания захлебнулась. 

2. Кто виноват?

В отношении  «ВИМ-Авиа» было возбуждено уголовное дело по факту хищения денежных средств, сообщили в Следкоме. Сумму похищенного там оценили в «свыше 1 млн рублей».

– В данном случае я не сторонник криминальной версии, хотя исключать ее тоже нельзя, – считает Алексей Калачев. – Полагаю, в какой-то момент владельцы «ВИМ-Авиа» просто махнули на все рукой.

С экспертом не согласен советник руководителя Ростуризма по вопросам транспорта Дмитрий Горин.

– С одной стороны, причины краха очевидны: объемы перевозок компании не соответствовали ее возможностям, – говорит Горин. – Но, как стало известно, в течение долгого времени компания показывала отчетность, данные которой не отражали реального положения дел. Признаки преступления, безусловно, есть. Если владелец сбегает, это подтверждает, что им совершались противозаконные действия. 

Как отмечает Горин, напрашивающаяся аналогия с крахом «Трансаэро» здесь неуместна.

– У «Трансаэро» было 2 млн пассажиров, у «ВИМ-Авиа» их 196 тыс., – напоминает он. – Однако в случае с «Трансаэро» никто никого не арестовывал и акционеры не скрывались.

3. Кто ответит?

Из-за ситуации с «ВИМ-Авиа» Владимир Путин вынес предупреждение о неполном служебном соответствии главе Минтранса Максиму Соколову. Досталось и курирующему транспорт вице-премьеру Аркадию Дворковичу. «Вы недостаточно внимания уделяете этой отрасли. Может быть, вы перегружены слишком?» – как бы намекнул глава государства.

– Безусловно, на фоне этой ситуации должны последовать громкие отставки, – уверен Алексей Калачев. – Поскольку на носу выборы, следует ожидать жесткой реакции.

– Мы не кровожадные, – говорит директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко. – Насчет голов сказать ничего не могу, но происходящее совершенно ненормально. И не в последнюю очередь потому, что некоторые головы явно не на своем месте.

Прошел слух и о скорой отставке главы Росавиации Александра Нерадько, и о том, что в ходе следственных действий сотрудников авиакомпании допрашивали, в частности, о действиях Росавиации.

По мнению же Дмитрия Горина, госрегулятор в этой истории не виноват.

– «ВИМ-Авиа» ничего не нарушала, не было причин обращать на нее особое внимание, – поясняет Горин. – Напротив, замечу, когда у авиакомпании начались проблемы, именно регулятор (Росавиация. – Ред.) отменил ее рейсы и заставил сократить полетную программу. 

4. Как это скажется на ценах?

По прогнозу Дмитрия Горина, в ближайшее время авиакомпаниям следует ожидать тотальных проверок по всем направлениям, начиная с наличия/отсутствия долгов по зарплате и заканчивая задолженностями за лизинг и керосин.

– В целом же история с «ВИМ-Авиа» скажется на отрасли позитивно, – полагает эксперт. – Рынок ожидает дальнейшая консолидация, которая в Европе и США давно пройдена. Сейчас у нас 90% всех перевозок, согласно статистике Росавиации, выполняют 15 авиакомпаний (а всего авиакомпаний 120). Возможно, это соотношение изменится. Никакого коллапса с ценами на билеты не будет – у нас средний чек по году снизился на 15%. Думаю, произойдет укрупнение существующих компаний, прежде всего ведущих, но я не вижу в этом ничего страшного. Здесь главное – не бизнес, а люди. К счастью, возникшие проблемы туристов уже удалось локализовать, ситуация полностью под контролем. И с 15 октября все рейсы «ВИМ-Авиа» будут выполняться другими авиакомпаниями.

5. Как отреагирует туристический рынок?

На фоне банкротства «Трансаэро» заметно лихорадило и тур­отрасль. На этот раз подобной картины не наблюдается. Сейчас многие представители туркомпаний сообщают: ситуацию в связи с крахом перевозчика удалось утрясти и у туристов все в порядке. Но атмосфера отнюдь не праздничная.

– В очередной раз мы вынуждены расплачиваться за чужие грехи, – констатирует директор «Турпомощи» Александр Осауленко. – Печально, что после множества подобных случаев, еще даже до истории с «Транс­аэро», абсолютно ничего не меняется. И люди, которые отвечают за состояние дел, считают возможным оставлять все как есть. Нам в который раз объясняют, что отрасль перевозок «очень тонкая» и там «всё на грани». Но не можем же мы все время финансировать непонятные авиа­компании! Туристы здесь ни при чем, но получается, что их спасают за наш счет – продлевают проживание в отелях, вывозят другими рейсами и т.д. А потом возникают вопросы к нам: почему не развивается инфраструктура, нет того, нет этого? Да потому, что мы тратим деньги на исправление чужих ошибок!

Как считает Дмитрий Горин, ситуацию может исправить создание в авиаотрасли фонда страхования объемом не менее 1 млрд рублей. Эксперт одобрил идею главы Росавиации Александра Нерадько о сборе по 10 рублей с каждого пассажира именно на подобные случаи.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №38-2017 под заголовком «"ВИМ-Авиа" сложила крылья».

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания