Отпуск за чужой счет
Как выйти без потерь из ситуации с испорченным отдыхом?
Россияне, которые собрались этой зимой отдохнуть на теплых и недорогих курортах Туниса и Египта, вместо нормального отдыха получили массу проблем. МИД и Ростуризм выступили с рекомендацией не ездить в эти страны, где политическая ситуация нестабильна и даже опасна.
Но ведь отпуск уже оформлен, тур куплен, чемоданы упакованы, море ждет. Не каждый решится променять солнечные неделю-две на перспективу выбивания компенсации за неиспользованный отпуск в зимней и бюрократической России. Поэтому многие россияне предпочли все-таки отправиться в Египет и Тунис «на свой страх и риск». Появились даже компании, которые продают недельные туры в отели Египта «четыре звезды» за 100$. И на них находятся свои покупатели.
Если вы выбираете покой и стабильность и не хотите, чтобы ваш пляжный отпуск превратился в опасный (а может, и смертельно опасный) экстрим, у вас несколько законных вариантов, как выйти из непредвиденной ситуации с наименьшими потерями.
Возврат денег через суд
Не позволяйте туркомпании кивать на форс-мажорные обстоятельства и тем самым уйти от ответственности. В статье 14 Закона о туристской деятельности покупка тура называется небезо-пасной услугой, а значит, турист имеет право на полное возвращение денег или замену тура на равнозначный. Полезно будет также сослаться на приказ Ростуризма от 29 января 2011 года, где эти возможности еще раз четко прописаны и, более того, указано, что компании, которые нарушают Закон о туристской деятельности, ждут «юридические последствия». Имеется в виду административное и даже уголовное преследование.
– По закону возврат денег возможен только через суд. Поэтому требовать компенсацию в кассе турфирмы бессмысленно. Нужно подавать заявление в суд, – советует исполнительный директор Ассоциации туроператоров Майя Ломидзе. – Как правило, суды принимают сторону туриста и присуждают фирмам возврат полной стоимости тура. Но судебная процедура может длиться до 3 месяцев – особенно учитывая количество обращений в связи с ситуацией в Египте. Так что придется запастись терпением.
Замена тура
Большинство туристов выбирают более привлекательную перспективу – замену тура. И отпуск не страдает, и впечатления от посещения пляжа приятнее, чем визиты на судебные заседания.
– Большинство компаний сами предлагают выбрать другой тур. Наиболее популярные направления – это Таиланд, Гоа, Доминикана, Арабские Эмираты, Мальдивы. Туры в эти страны традиционно стоят дороже Египта, поэтому туристам предлагают доплатить. Но все равно это выходит дешевле: например, при покупке тура в Египет за 30 тысяч рублей предлагают доплатить 10 тысяч, чтобы улететь на Мальдивы. Это хорошее предложение, – говорит Майя Ломидзе. – Но не все туристы остаются довольны своими турфирмами. Основные жалобы, которые мы получаем, связаны с невнятным поведением компаний: затягивают, не отвечают, не предлагают альтернативу; пишут, например, что заявка отправлена туроператору, но ответ еще не получен или что бронь не прошла. Естественно, такое поведение только усиливает нер-возность.
Между тем туры на все пляжные направления уже начали дорожать: цены выросли на 10–15% и, возможно, на этом не остановятся. После тунисских и египетских событий отпуск-2011 для россиян может стать по-настоящему дорогим удовольствием.
Пожаловаться на турфирму или туркомпанию можно в Ростуризм и Роспотребнадзор, которые контролируют
работу туристического рынка. В Ростуризме работает горячая линия, операторы которой должны давать
разъяснения, принимать жалобы и оказывать помощь:
8 (495) 607–17–37, 8 (495) 607–34–77, 8 (985) 226–82–71.
С 18.00 до 9.00 работает автоответчик: 8 (495) 607–38–91.