Туризм на Байкале: отель изо льда и полтора километра под прорубью

Житель Иркутска превратил в прибыльный бизнес то, что сам любит с детства – путешествия на Байкал, узнал Sobesednik.ru

Фото: Лёд этого озера достоин целого путешествия // Global Look Press

Житель Иркутска превратил в прибыльный бизнес то, что сам любит с детства – путешествия на Байкал, узнал Sobesednik.ru.

Каждый год он привозит туда 2 тысячи россиян и хочет показать байкальские места американцам.

Полтора километра под прорубью

Анатолий Казакевич начал возить туристов на Байкал задолго до того, как это стало модным. И еще раньше сам проехал его вдоль, поперек и по диагонали много раз – Казакевич вырос в Иркутске. Байкал для местных жителей – «родная» достопримечательность и самый понятный способ провести хоть выходные, хоть отпуск.

Когда Анатолию было 16 лет, к увлечению туризмом добавилось еще одно – разработка сайтов. В 1998 году еще школьником он создал небольшую компанию, которая приносила доход в течение восьми лет. В 24 года Казакевич бизнес продал и некоторое время просто путешествовал. Он к тому моменту уже закончил международный факультет Иркутского государственного университета.

– По пути из Египта домой в Иркутск я остановился в Москве, и так получилось, что задержался, – вспоминает Анатолий. – В тот период и родилась идея объединить две вещи, в которых я лучше всего разбираюсь, – интернет-маркетинг и путешествия по Байкалу. У нас 80 процентов денег концентрируется в Москве, а мне хотелось попробовать запустить обратный процесс: чтобы хоть часть возвращалась и мой край развивался. Вот с такими внутренними мотивами я и создавал компанию. Весной 2007 года сделал сайт, начав с каталога путешествий – хороших, интересных вариантов, которые мне бы самому понравились. Необычные ощущения: настроил контекстную рекламу, нажал кнопку, и уже через 10 минут раздался первый звонок от клиента.

На самом деле самые первые клиенты у Казакевича появились раньше, чем турфирма. В феврале 2007 года на него вышла крупная компания, руководители которой хотели отдохнуть на Байкале. Нашли Казакевича во многом случайно, через сайт клуба приключений, который ничего не продавал и не предлагал – это было личное пространство друзей-путешественников, где они, в том числе Казакевич, размещали фотографии и истории.

– Те клиенты хотели поехать на Байкал зимой и весь его пройти на снегоходах, – вспоминает первый опыт Анатолий. – Мы им это организовали. Причем на всем маршруте у них была экзотика типа подледного дайвинга, хели-ски в горах (спуск на лыжах вне трасс, по нетронутому снегу. – Ред.), купание в проруби в самой глубокой точке озера. Представьте себе прорубь под которой 1637 м воды, а вокруг – лед на 30 км во все стороны. Для нас это был серьезный стресс-тест, но клиенты ничего такого даже не заметили.

[:image:]

Топ-менеджеры остались довольны, и включилось сарафанное радио. А оно в туризме дорогого стоит: Казакевич говорит, что даже сейчас, когда его бизнес крепко стоит на ногах, около 60 процентов клиентов приходят по чьему-то совету.

Как построить отель из льда

За неполный 2007 год Казакевич с четырьмя сотрудниками – двое сидели с ним в Москве, еще двое в Иркутске – отправил на Байкал порядка 200 человек. Сейчас – в десять раз больше. У компании около 400 партнеров, а в самом начале каждый тур приходилось делать фактически «на живую».

– Мы изначально ставили на разнообразие: предлагали походы, путешествия на яхтах, комбинированные туры, когда и яхта, и тайга, и пещера, и рестораны, – рассказывает Казакевич. – Задача была удовлетворить любые запросы: если хочется ресторанного обслуживания в тайге, мы готовы были организовать. Как – это уже в процессе решалось. Допустим, надо построить отель из льда. Начинаешь искать людей на месте, и выясняется, что никто такого еще не строил. Ну ладно, садишься изучать матчасть, как вообще строить отель из льда. Потом находишь людей, которые умеют хоть что-то из него строить – домик Деда Мороза, допустим, а отель не пробовали... Вот так постепенно набираешься опыта.

В 2011 году Казакевич дал фирме другое название: «Байкальские приключения» превратились в «Байкалов». Опросы показали, что первое отпугивало часть потенциальных клиентов – под приключениями те понимали разного рода сюрпризы на известное место.

Еще через два года, в 2013‑м, офис в Москве решено было закрыть. Оказалось, что без него вполне можно обойтись, а региональный статус совершенно не портит имидж – скорее наоборот. Сейчас «Байкалов» – это 17 сотрудников иркутского офиса: мастера путешествий – они придумывают маршруты, администраторы – они решают орг­вопросы, гиды – они работают на местах. За «кадром» – еще несколько сот человек, благодаря которым турист может увидеть Байкал, попробовать его на вкус, пройти, проплыть, пролететь, проехать на машинах, лыжах, снегоходах, лошадях, оленях. Он может выбрать простой недельный тур в Листвянку или на Ольхон (от 18 тысяч рублей), а может заказать его под свою компанию (от 50 до 350 тысяч) – с учетом всех нюансов, включая возраст участников.

«Это место не для массового туризма»

Единственное, чего «Байкалов» не предлагает – это массовые туры. Хотя, вероятно, было бы проще в плане организации и в итоге прибыльнее.

– Уверен, что Байкал и не должен быть связан с массовым туризмом, – объясняет Анатолий. – Иначе все вытопчут. Все-таки это единение с природой, чего в компании на 100 человек, понятное дело, не получится.

Казакевич говорит, что спрос на Байкал стабильно растет примерно на 10–20 процентов в год – это видно по его компании. И курс на внутренний туризм, провозглашенный с началом кризиса, тут ни при чем – интерес к Байкалу, куда в советские годы ездили в основном отчаянные любители дикой природы, проснулся еще в середине нулевых. То есть со стартом своего бизнеса он угадал. Вот только предложить клиенту – как правило, москвичу, не очень приспособленному к таежным ночевкам в палатках – байкальскому региону было особенно нечего. Сейчас – другая история.

– Клиенты часто просят, чтобы мы организовали для них тур в других регионах страны, – говорит Казакевич. – То есть интерес к путешествиям по России есть. С этого года работаем по Камчатке и Якутии. Так вот, на Байкале сейчас с инфраструктурой очень хорошо – по сравнению с Таиландом, может, так себе, но если сравнивать с другими российскими регионами, все прекрасно. Приличных гостиниц, где не стыдно поселить клиента, могу насчитать штук 40. На Камчатке – две-три. В Якутии потрясающая природа, но всего несколько комфортных отелей за городом.

[:image:]

Особых перемен, связанных с намерением властей развивать внутренний туризм, Казакевич пока не заметил. Хотя стали строить дороги – для Байкала, где горы, серпантины, тайга и суровый климат, это, по его словам, очень здорово. Сам Анатолий считает, что для создания туркомпании сейчас нет никаких противопоказаний:

– Только нужно понимать, какой именно продукт ты хочешь создать. Вариантов – масса, в том числе еще не раскрученных. Надо понимать специфику самому, надо донести до человека, что ему это может быть интересно, надо качественно все организовать, чтобы он остался доволен и у тебя был экономический результат. Расчет на спрос, подкрепленный только циферками и графиками, – полная ерунда. Главной должна быть интуиция – бизнес нужно делать на том, что тебе самому интересно. А интуитивные решения уже проверять на практике. Турбизнес – вообще очень личная история.

Лично Казакевичу сейчас интересно развивать в Иркутске парки, готовить франшизу – тиражировать свой опыт и планировать большую экспедицию «Байкал – Аляска» – он собирается пройти 13.800 км путями сибирских купцов. Говорит, надо показать нашим туристам Якутию, Камчатку, Сахалин, Курилы, а там и до американцев недалеко. Они пока на Байкале бывают нечасто и знают о нем немного, а зря.

Детали

Вложения. Анатолий Казакевич говорит, что в сфере услуг больших финансовых вложений изначально не требуется – нужно личное участие и время. Он потратил на старте 300 тысяч рублей – это были расходы на сайт, рекламу и немного на офисы. Но можно ограничиться и 50 тысячами.

Реклама. Интернет приносит туроператорам не меньше клиентов, чем сарафанное радио. Причем без первого второе может не сработать. Будучи специалистом, можно сделать и наполнить хороший сайт самостоятельно, в целом эта работа стоит от 80 тысяч рублей.

Документы. Чтобы вести туристическую деятельность, нужно создать юрлицо, оформить страхование материальной ответственности и войти в реестр туроператоров.

Партнеры. Организация любого тура держится на десятках, а иногда сотнях партнеров. Наработка этого опыта, договоров, связей и лежит в основе турпрограмм.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика