Андрей Нечаев: Хотите помочь нуждающимся – дайте денег, продуктовые талоны

Доктор экономических наук Андрей Нечаев — о том, ждать ли результатов от попытки властей отрегулировать цены на продукты

Фото: Цены растут, а зарплаты – нет // фото: Global Look Press

На минувшей неделе Владимир Путин обнаружил, что цены в стране выросли даже на те продукты, которые никак не связаны с трудностями, доставляемыми пандемией. И потребовал исправить ситуацию в течение недели.

Не уверен, что это принесет результаты. Административно регулировать цены в рыночной экономике – дело бесперспективное. Наиболее известный опыт был у Виктора Черномырдина. Когда в декабре 1993-го он стал премьером, одним из первых постановлений его правительства было как раз о регулировании цен. Дело кончилось конфузом: товары, на которые устанавливались предельные цены (определялись нормы рентабельности), стали исчезать из торговли. Через пару недель постановление пришлось отменить. Потом было еще несколько попыток, но столь же безуспешных.

Что может государство? Во-первых, что-то сделать с тарифами, которые регулирует. В основном это услуги пассажирского транспорта, электроэнергия, газ, ЖКХ и т.д. Второе: ФАС могла бы более активно заниматься антимонопольным регулированием.

И третье – налоги. К примеру, цены на бензин. У нас парадоксальная ситуация: когда мировая цена нефти растет, цены на бензин растут. Когда же стоимость нефти в мире снижается, цены на бензин там тоже падают, а у нас – продолжают расти (в лучшем случае остаются на месте). В большой степени это связано с картельным сговором, но в неменьшей – с налогами: ведь 80% в цене на бензин – это налоги. А государство между тем регулярно их повышает.

Иногда вспоминают про такой способ удержания цен на низком уровне, как субсидирование из бюджета производства жизненно важных продуктов. Мне кажется, это порочный путь. Нигде в мире не применяется. Если вы действительно хотите помочь малоимущим, дайте им денег напрямую. Или введите продуктовые талоны (такие, кстати, активно используются в США). В России об этом давно говорят, но до практического применения дело так и не дошло, кроме пилотных проектов в паре регионов. Это, к слову, тоже своего рода субсидирование, но конкретных семей, а не производителя.

Принцип прост: малоимущим дают карточки, на которые государство направляет помощь. Люди расплачиваются этими деньгами за те продукты, которые можно купить по фиксированным ценам.

У нас начинают считать – слишком много денег на это потребуется; а как определить – кто действительно нуждается, а кто нет... Это лукавство, которое проявилось и в реализации так называемых антикризисных мер во время пандемии, когда под тем же предлогом (как определить нуждающихся в помощи) реально не помогали никому – в смысле прямой раздачи денег, к чему я уже больше полугода призываю.

Ну есть же просто заявительный принцип. Кроме того, есть получатели жилищных субсидий – люди, которые уже доказали, что у них низкие доходы. Вот вам потенциальные получатели помощи. Многодетные семьи, рядовые пенсионеры... Опасность, что вы раздадите лишнее, тут гораздо меньше.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №48-2020 под заголовком «Хотите помочь нуждающимся – дайте денег, продуктовые талоны».

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Общество 17:37

Москвичи ощутят ''циклоническую депрессию'' на выходных

Синоптики центра «Фобос» обещают обширную циклоническую депрессию в центральной части России 30 сентября и 1 октября

Общество 16:05

В Волгограде тестируют новые троллейбусы ''Мегаполис''

В Волгограде тестируют троллейбусы «Мегаполис», которые способны двигаться без контактных проводов около 15 километров

Политика 5 лет назад

He's a real nowhere man – голосуем!

Без рубрики 13:50

Копилка народных рецептов

При воспалениях половых органов

Без рубрики 10:05

Буква закона и сирота самарская

Денис Солдатов из Самары – бывший детдомовец. Ему, как и многим российским сиротам, положено жилье. Но он до сих пор бездомовец

Без рубрики 16:01

IPO – новое направление из трех букв

Акций становится все больше. Крупные и ранее далекие от простых граждан компании становятся ближе к народу – выпускают свои акции для широкого круга людей и еще всячески приманивают рекламой. Верить или нет?

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика