"Волны памяти": канал Москва – Волга на плечах рабов Сталина

Корреспондент Sobesednik.ru побывал на презентации фильма о заключенных — строителях канала Москва — Волга

Фото: Стоп-кадр YouTube

Корреспондент Sobesednik.ru побывал на презентации фильма о заключенных — строителях канала Москва — Волга.

29 октября, в день проведения гражданской акции «Возвращение имен», в Москве проходила еще одна, на этот раз скорее православно ангажированная — «Волны памяти». Теплоход «Ривьера» ждал пассажиров на причале Краснохолмской набережной — впереди их ждало путешествие по прорытому заключенными-каналоармейцами каналу и шлюзу. Пока же пришедшие угощались конфетами «Цитрон» и пирожками с яйцом под классическую музыку. Небольшая толпа окружила стенды с информацией о репрессированных, но кофе и пирожки вызывали гораздо больший интерес: промокшие пассажиры попросту пытались согреться. С небольшим опозданием теплоход взял курс на парк Коломенское, где раньше находились лагеря крупнейшего объединения «Дмитлаг» и где сейчас находится последний участок канала Москва — Волга.

фото: Валерий Ганненко / Sobesednik.ru

Напившись кофе, пассажиры расселись — и было их так много, что несколько раз посылали организаторов за дополнительными стульями. Наконец организаторы, предваряя просмотр докуметального фильма о строительстве канала Москва — Волга, рассказали об идее мероприятия:

— Сегодня мы поговорим о жертвах в угоду прогресса, о том, почему необходимо помнить и как можно исправить последствия произошедшей катастрофы. Мы не будем говорить о количестве жертв — о чем происходят основные споры в нашем обществе. Мы будем говорить о самом событии и о том, как это событие повлияло на нашу сегодняшнюю жизнь. Эти события стали прямым следствием большевистского переворота 1917 года.

фото: Валерий Ганненко / Sobesednik.ru

Документальный фильм рассказал пассажирам теплохода о том, что шлюз номер 10 канала Москва — Волга (как и остальные сооружения) был построен едва ли не голыми руками узников, которых в фильме называют не иначе как рабами. Около миллиона заключенных трудились на рытье канала, и, по официальным данным, почти сто тридцать тысяч из них погибли. Погибли из-за голода, физического истощения, холода.

За документальным фильмом последовал круглый стол, в рамках которого участникки высказались об увиденном с разных точек зрения — от церковной до точки зрения похоронной индустрии. Андрей Дворников рассказал о том, как был создан документальный фильм:

— Я сорок четыре года прожил в Нагатине и никогда ни о чем подобном не слышал. Когда начал людей спрашивать — никто ничего не знает, даже мои родители. И когда я начал получать эти материалы, очень долго сомневался: а было ли такое вообще. Но это все верхушка айсберга. Теперь, когда фильм готов, мне постоянно звонят, что-то новое сообщают.

Игорь Кувырков, автор сайта «Москва — Волга», исследователь истории канала, вспоминал, что спрашивал в детстве у своего деда о строителях канала:

— Дед отмахнулся и сказал: «Конокрады». Почему конокрады, я потом выяснил. Дело в том, что в самом начале строительства сюда пригнали заключенных из Средней Азии, после разгона басмачества. И почти девяносто процентов погибли в первую же зиму. Видно, глядя на их восточную внешность, дед мой и подумал, что они конокрады.

Кувырков является главой краеведческого общества, которое занимается накоплением и публикацией информации о строительстве канала Москва — Волга.

— Тем не менее мы никому не навязываем свое мнение, хотя я сам к этому палачу отношусь крайне отрицательно, — говорит он о Сталине.

Сергей Мохов, главный редактор журнала «Археология русской смерти» рассказал, как советское государство обращалось с трупами заключенных:

— Надо понимать, что с телом «нормального» гражданина Советского Союза государство тоже не особенно церемонилось. Мы видим, что в двадцатые-тридцатые годы вообще кризис похоронной индустрии. В двадцатые годы коммунальные хозяйства «перекидывали» кладбища друг другу, потому что не понимали, что с ними делать. Поэтому на территории московских кладбищ и в более мелких городах расселяют детей-сирот, открывали какие-то больницы, и так далее. Так что неудивительно, что раз эта репрессивная машина не думает о «нормальном», то уж о теле «врага» — тем более. Кроме того, лишение индивида телесности — это борьба с правом на память и с общим представлением о бессмертии.

На этом светская часть программы кончилась: следующие эксперты говорили о покаянии, о грехе и призывали к молитвам и к возложениям цветов. Часть пассажиров в самом деле поднялась на верхнюю палубу для совершения чина Литии, но основная масса осталась в тепле нижней палубы. Дети не находили себе места в скучном для них вояже, смотрели видео с родительских телефонов, граждане делали селфи и пытались насладиться просто путешествием — одним из последних рейсов в этом сезоне навигации.

— Когда будете спускаться на причал в Коломенском, помните, что на этом самом месте был лагерь для священников, — предупреждал пассажиров организатор.

фото: Валерий Ганненко / Sobesednik.ru

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика