6 командиров кораблей, изменивших ход истории

8 октября в России празднуется День командира надводного, подводного и воздушного корабля – относительно новая памятная дата, которую решили в 2007 году учредить в российских ВМС. Мы вспомнили 6 самых прославленных капитанов из России

Фото: Наваринское сражение 1827 года. Амбруаз Луи Гарнерей //

8 октября в России празднуется День командира надводного, подводного и воздушного корабля – относительно новая памятная дата, которую решили в 2007 году учредить в российских ВМС. Мы вспомнили 6 самых прославленных капитанов из России.

Дата учреждена в память о Наваринском сражении , произошедшем в 1827 году у берегов Турции. За боевые подвиги в этой морской битве линейному кораблю «Азов» впервые в истории русского флота был присвоен кормовой Георгиевский флаг. Именно на этом корабле сражались будущие великие флотоводцы Истомин, Нахимов и Корнилов. Мы же вспомнили о 6 великих русских капитанах, прославившихся иименно во главе команды конкретного судна.

1. Иван Крузенштерн, корабли «Надежда» и «Нева». В конце XV – начале XVI веков мир вступил в эпоху Великих географических открытий, началась новая эра исследований и путешествий. А Россия вплоть до прихода Петра I прозябала в дремучем Средневековье, ни о каких географических открытиях там и думать не смели. Куда уж там: Россия не имела ни флота, ни портов европейского уровня, ни науки – ничего.

Все круто изменилось в XVIII веке. Россия одним ударом топора царя-реформатора прорубила себе окно в Европу, озарила светом просвещения темную азиатскую комнату, наполнила морским воздухом перемен и жажды приключений затхлую келью своего терема. Уже в XIX веке, идя по намеченному Петром курсу, корабли русских нашли в безбрежном мировом океане свой маленький кусочек славы первооткрывателей, героев Великих географических открытий. Под командованием урождённого немца Крузенштерна два русских корабля в 1806 году завершили свой трехлетний кругосветный переход, подтвердив тем самым, что Россия – великая морская держава, а ее моряки – гроза всех флотов.

2 и 3. Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев, шлюпы «Восток» и «Мирный». Повторить славу Магеллана русским было мало – они жаждали большего. Через 14 лет после подвига Ивана Крузенштерна русские корабли под командованием немца Беллинсгаузена и армянина Лазарева, проделав гигантский путь из Кронштадта через Рио-де-Жанейро, 16 января 1820 года добрались до своей Америки – они открыли Антарктиду, гигантский замороженный континент, лежащий на Южном полюсе. Самым удивительным выглядит тот факт, что на деревянных кораблях того времени, которые едва могли передвигаться в таких ледяных широтах, русская экспедиция не только добралась до Антарктиды, но и вернулась домой в Россию.

4. Александр Маринеско, командир подводной лодки С-13. Наверное, ни одна военно-морская операция отечественного флота не вызывает столько споров и вопросов, как «атака века» Маринеско на немецкий лайнер «Вильгельм Густлофф» (о некоторых подробностях этого дела читайте здесь). Кто-то считает, что это было военным преступлением, кто-то уверен, что это была самая большая победа вообще за всю историю отечественных ВМС. Так или иначе, но по количеству погибших трагедия 30 января 1945 сравнима и даже превосходит гибель «Титаника» и входит в десятку самых кровавых кораблекрушений за всю историю.

5. Лейтенант Николай Эриксон, командир крейсера «Аврора». Бронепалубный крейсер российского производства имел долгую и интересную историю – он успел повоевать с японскими миноносцами в Цусимском сражении, подраться с германскими «рейдерами» на Балтике в Первую мировую войну и стать одним из главных символов Великой октябрьской революции. А погибла бы «Аврора» смертью храбрых в Цусимском сражении – и не обзавелась бы в вихре революционной осени семнадцатого красным командиром, товарищем Эриксоном, отдавшим знаменитый сигнал о штурме Зимнего. Уже в позднеесоветские годы родился анекдот: «Какое самое мощное орудие на свете? Пушка крейсера «Аврора»: один холостой выстрел – и 70 лет разрушений».

6. Всеволод Руднев, командир крейсера «Варяг». Члены экипажа крейсера «Варяг» во время Русско-японской войны немало сделали для укрепления хрестоматийного образа русского солдата и моряка. Подвиг «Варяга» повторится в Осовецкой и Брестской крепостях, и в Сталинграде. Вместе с крошечной канонерской лодкой «Кореец» русский крейсер американского производства более ста лет назад принял неравный бой, проиграл его де-юре, но выиграл де-факто. Да, все-таки крейсер Руднева победил в феврале 1904! Победил японцев даже не тем, что разгромил их в пух и прах, а тем, что показал действиями всего своего экипажа и капитана всю силу русского духа, отвагу, непоколебимость в борьбе и преданность принесенной присяге – в отличие от команды «Авроры».

Читайте также:

5 нововведений Сергея Шойгу, которые спасут российскую армию

Капитан подлодки, обматеривший начальство, представлен к увольнению

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика