Деревня йогов оказалась в центре скандала
На севере Нижегородской области в умирающей деревеньке Чухломка поселились йоги. Разгребли мусор, понастроили уютных домиков на месте развалившихся изб, вместо картошки засадили землю цветами – живут себе, медитируют, никому не мешают. Разве что местным чиновникам
На севере Нижегородской области в умирающей деревеньке Чухломка поселились (это не шутка!) йоги. Разгребли мусор, понастроили уютных домиков на месте развалившихся изб, вместо картошки засадили землю цветами – живут себе, медитируют, никому не мешают. Разве что местным чиновникам, которые на своего бога молятся, не индуистского.
«Улыбнитесь, вас снимает видеокамера»
Деревня Чухломка стоит на берегу реки Ветлуга, на границе Нижегородской и Костромской областей. Вокруг густые леса и с десяток деревень, в которых по большей части живут старики.
Йоги, как их называют в районе, пришли сюда 12 лет назад. Сама Чухломка к этому времени почти вымерла, местные жители разъехались, на ПМЖ оставались две пожилые семьи. Йоги выкупили у них избушки и построили деревню своей мечты – Дивью Локу, что в переводе с санскрита – «Дивный край». Теперь круглый год в этом самом краю живут поселенцы, которые сами себя называют монахами и послушниками, а летом сюда приезжают гости – тоже йоги.
У въезда теперь уже в нью-Чухломку меня встретил мужчина средних лет в сером балахоне, пригласил пройти.
– Улыбайтесь, вас снимает видеокамера, – указал рукой на фонарный столб, с которого на меня и правда смотрели два внимательных черных «глаза». – Идите по дорожке вперед, вас встретят.
Хорошо сказать: идите! У меня ноги чуть не подкосились, когда в лучах солнца блеснули золотые башенки индуистского храма. Вот как выглядит Чухломка сегодня: вместо традиционной для деревни грязи – ровная асфальтовая дорожка, вместо покосившихся изб – крытые черепицей чистенькие домики, вместо огородов с картошкой и бурьяном – симметричные участки с цветниками и скульптурами в индийском и античном стиле.
Пока я переживала когнитивный диссонанс, подошла молодая женщина.
– Если мир вокруг будет красивым и гармоничным, то и внутри нас будет гармония, – произнесла она тихим голосом. Женщина оказалась Светланой по паспорту или старшим монахом Дивьей Четаной, как ее называют местные, – в переводе – «Божественный свет». Все йоги в поселении получают священное имя, так положено. В Дивном краю имеется устав, который нужно соблюдать. Он висит на стене местного храма.
Убил комара – медитируй
На самом деле устав поселения не что иное, как постулаты индуизма, который исповедуют йоги. Они верят, что в мире происходит бесконечное число смертей и перерождений, и, чтобы в следующей жизни душа переселилась в тело с более высоким сознанием, надо жить в чистоте и гармонии. В первую очередь нельзя причинять вреда живому. По этой причине йоги не трогают даже жирных, охочих до кровушки комаров, которых летом в этих краях тучи, спасаются репеллентами.
– А если вдруг вы его случайно, по инерции, того?.. – уточняю я.
– За каждого комара, конечно, не помолишься, – вздыхает Дивья Четана. – Но после убийства мы можем совершить медитацию, направленную на благо всех живых существ, и будем надеяться, что в следующей жизни душа убитого насекомого реинкарнирует в человека.
Говорят, нижегородские йоги настолько твердо следуют принципу, что доходит до смешного. Поселившись в Чухломке, они занялись сельским хозяйством – завели буренок, засеяли поля картошкой. На картофель, понятное дело, напал колорадский жук. Химикатами новые крестьяне пользоваться не могли, стали собирать вредителей в баночки, а потом выбрасывать в лесу. Оголодав вконец, жуки, естественно, ломанулись обратно и напали на соседнюю деревню, что в паре километров от Чухломки. Пострадавшие от налета жители хотели было качать права, но новые соседи быстро уступили, поля забросили, а потом и вовсе перестали сажать картошку.
Сами йоги, впрочем, придерживаются другой версии: северные земли неплодородные, вот и пришлось завязать с сельским хозяйством. За работой они не гонятся. Говорят, что живут на добровольные пожертвования, которые делают гости, на эти же деньги возвели поселение. При желании монахи, желающие поселится в Дивьей Локе, могут пожертвовать монастырю и свое имущество, но, как они утверждают, это делают далеко не все. И вообще, главное – не труд и деньги, а медитация и духовное развитие. Трижды в день по несколько часов они читают мантры, иногда посещают религиозные конференции, совершают паломничество в Индию.
Кто же ее поставит, если она индийская
Сегодня здесь живет тридцать постоянных поселенцев. Многие из крупных российских и украинских городов. Например, Ананта Натх, по паспорту Виталий Гориненко, приехал в поселение 12 лет назад из Мариуполя.
– Йогой я начал заниматься в 80-х годах по журналу «Наука и религия», – говорит Виталий-Ананта. – Я тогда работал на металлургическом заводе, мы провожали на пенсию коллегу – еще не старого, но больного и никому не нужного. И вот я подумал: да гори эта мартеновская печь огнем, мне надо жить. Съездил в Москву на лекцию по индуизму, узнал о поселении в Чухломке и переехал сюда. Не жалею.
Не жалеют и не любят вспоминать прошлое и остальные поселенцы. Многие из них с высшим образованием – психологи, компьютерщики, педагоги. Они обращаются друг к другу на «вы», не курят, не пьют, не сквернословят, не ругаются и не занимаются сексом.
Честно говоря, в более мирное место меня еще не заносило. Йоги признают чужих богов и святых и говорят, что каждая религия имеет право на существование. Местные над ними посмеиваются: чудаки, говорят, каких свет не видывал, но хорошие.
– Улыбчивые и обходительные, – кивает продавщица сельмага в Пустоши. – Иногда нанимают наших мужиков, если построить что-то нужно. С деньгами не обманывают. Опять же у них красиво, мы туда гулять ездим. Нравится – пусть живут.
Йогам-то нравится, а вот местным властям – не очень. Поначалу в районной администрации вроде даже обрадовались, что заброшенная Чухломка ожила, и претензий поселенцам не предъявляли. Так было до тех пор, пока йоги не решили установить в деревне 16-метровую статую индуистского божества. Тут-то их мирная жизнь и закончилась. В Дивном краю начались проверки: миграционная служба, полиция, прокуратура, местного гуру даже вызывали в областной Следственный комитет на допрос. Правда, нарушений не нашли и обвинений не предъявили.
– Я себе с трудом представляю: индийская статуя на православной земле, – округляет глаза Ольга Гогохия, специалист по связям с общественностью Ветлужской администрации. Поговорить с самим главой не удалось: он заперся у себя в кабинете в ожидании «важного звонка из Москвы». – И вообще, зачем им эта статуя, как они это объясняют?!
Йоги и рады бы объяснить, что статуя – это символ культуры, которую они хотят сохранить, но некому. Они два раза приглашали главу администрации посетить Дивью Локу, но тот не приехал. В итоге йоги, будучи народом неконфликтным, смирились. Сидят теперь в своих новых красивых домах и медитируют в надежде, что их мысли когда-нибудь материализуются и над Чухломкой вознесется статуя неведомого местным краям божества. Хотя я скорее уж поверю в то, что комар, убитый мною на выходе из деревни, реинкарнирует в человека.
Мнение эксперта
Доктор юридических наук Анатолий Пчелинцев, руководитель Института религии и права: это не секта, люди не зомбированы
– Я проводил независимую экспертизу этой религиозной организации. Ко мне обратились сами жители Дивья Локи – видимо, чтобы к ним было меньше вопросов со стороны чиновников и правоохранительных органов. Исходя из мировоззрения и поведения йогов, могу утверждать, что они не зомбированы, открыты и не представляют опасности ни для общества, ни для самих себя.
Читайте также:
Дмитрий Быков: Как духовные практики душат вас и ваш кошелек