«Богини» спустились на ТВ

Международный фестиваль телевизионных программ и фильмов на прошлой неделе принимал гостей в Ханты-Мансийске. Это мероприятие – одно из немногих, посвященных документальному кино, которое почти не попадает на большие экраны. Фестиваль открывает то новое и яркое, что появляется в этой сфере.

Более 300 работ привезли на XIII «Золотой бубен» участники из 65 городов России и зарубежья. Географии конкурсантов может позавидовать не один международный фестиваль: Армения, Белоруссия, Германия, Польша, Украина, Финляндия, США, Чехия, Словакия, Болгария, Венгрия, Нидерланды, Киргизия.

Авторское кино, сюжеты центральных каналов и маленьких провинциальных телестудий – международному жюри и гостям было что посмотреть. Тем более что в 2009-м на фестиваль приехало много новичков.

– У нас впервые в этом году в конкурсе приняли участие Словакия, США. Из российских регионов заявились Кострома, около 20 московских студий, которые работают на центральные каналы, а также конкурсанты из Екатеринбурга, Ярославля, Читы, Бурятского автономного округа, студии документального фильма Санкт-Петербурга. С «Ленфильмом» мы дружим давно, – довольна притоком свежих идей президент фестиваля Любовь Корнеева.

Еще один повод для радости президента «Золотого бубна» – за 13 лет его существования здорово изменились герои конкурсных фильмов: «Сейчас на фестивале стало больше фильмов с позитивным героем – сильным, знающим, чего он хочет, талантливым. Сегодня уже не говорят плохо о своей Родине, о той истории, в которой все мы жили. Одной черной краской рисовать историю нельзя».

Разброс тем конкурсантов соответствует масштабам страны. От жизни маленького провинциального театра в Екатеринбурге до борьбы молодежи с кризисом в Перми. Питерские режиссеры, например, для номинации «Арт-видео» привезли фильм о людях в… будках.

– Он так и называется – «Будка», это сюжеты об охранниках, работниках метро, сапожниках – всех, кто работает за стеклом в замкнутом пространстве, – рассказывает режиссер Михаил Железников. – Просто в детстве меня всегда интриговали эти люди из будок.
К сожалению, не все конкурсанты смогли лично приехать в столицу Югры из-за финансовых проблем.

– Некоторые оказались перед дилеммой: либо поехать на фестиваль, либо снимать фильмы, – переживает Любовь Корнеева.

При этом она признает, что, если бы не губернатор Югры Александр Филипенко, фестиваль вообще мог бы не состояться: он определил мероприятие как окружной социально значимый проект, и «Золотой бубен» вошел в реестр программ, которые не подлежали секвестированию.

– Наш фестиваль только благодаря жесткой поддержке губернатора развивается до сих пор. Причем из бюджета округа на это не тратится ни копейки, – рассказывает пресс-секретарь губернатора Югры Анатолий Корнеев. – У нас много лет работает система соглашений о социальном партнерстве с крупными налогоплательщиками. Там предусмотрена и поддержка таких проектов, как «Золотой бубен». Фестиваль крупный, но на самом деле для нефтяных компаний это мизер. А губернатор возглавляет оргкомитет.

На церемонии закрытия фестиваля Александр Филипенко фактически объяснил, почему уделяет «Золотому бубну» столь пристальное внимание.

«Именно вы за многое ответственны, поскольку доносите до каждого человека свои идеи и мысли», – обратился он к победителям, ставшим обладателями «Золотой богини».

Александр Филипенко подчеркнул, что самое важное в работе фестиваля – это попытка ответить на главный вопрос: что есть добро, что есть хорошо и что есть плохо?

«И неважно, на каком языке мы об этом говорим. Идет ли речь о женщине, которая вышла из мест лишения свободы и ищет свое место в жизни, или о молодых людях, которые обдумывают, как бы туда не попасть. Все равно это одна и очень актуальная во все времена тема. И общество должно на это отвечать. Сегодня мы живем в другом государстве, в другом обществе, изменились многие критерии. Изменились и критерии добра и зла, – заключил губернатор Югры. – Безу-словно, многое зависит от тех людей, кто во власти. И от вас, кто формирует общественное мнение, влияет на него. Вы владеете очень опасным и эффективным оружием, оружием психологическим. А уж каким оно будет – добрым или не очень – зависит от нас всех».

После Ханты-Мансийска фильмы, представленные на фестивале, покажут в Москве, Кирове, Екатеринбурге и Ростове.

От Югры до «Оскара»


Документальный фильм «Осень волшебника», получивший приз югорского фестиваля в прошлом году, теперь номинируется на «Оскара».

– Эта картина уже получила четыре награды, и одну из первых – на «Золотом бубне», – рассказывает режиссер фильма, глава Союза кинематографистов Армении Рубен Геворкянц. – Она посвящена великому поэту и сценаристу Тонино Гуэрре. Мы принимали Тонино в Армении на его 80-летие. А вот его 90-летие в будущем году отметим на Берлинском кинофестивале, наша картина, собственно, и откроет мероприятие. О Тонино снято 10–12 документальных фильмов, но он сказал, что наш – лучший. Мы снимали его вместе с сыном, большую часть в Италии, в родной деревеньке Гуэрры. Там все его родные, соседи, жена – полурусская-полуармянка. Получился такой портрет художника – именно в этой номинации мы и выставляли работу на «Золотом бубне». А на «Оскара» мы идем в категории «Лучший иностранный фильм». Всего там номинируется около 100 картин, отобранных из более чем 2000. Конкурентов много, я пока не могу оценить шансы. Могу сказать, что нашу новую работу об известном армянском художнике мы тоже первым делом отправили на «Золотой бубен».

Разрыв сердца


Штат телерадиокомпании «Спектр+» в югорском городке Урай – всего 20 человек. А местный режиссер Ирина Голованова делает уникальные авторские фильмы, не раз получала призы фестиваля «Золотой бубен». В этом году губернатор вручил Ирине «Золотую богиню» за личный вклад в развитие телевидения Югры, а также за возможность смотреть бесплатьные фильмы в отличном качестве.

– Я езжу сюда уже восемь лет и каждый раз что-то привожу – дипломы, статуэтки. После праздника возвращаюсь в свои обычные будни.

Сижу на пультах, работаю сразу по всем программам. Но остаются возможности снимать полноценные фильмы. В этом году привезла фильм о профессоре режиссуры из Екатеринбурга, он ученик Товстоногова, а для меня – учитель. Картина называется «Сфорцандо» – это музыкальный термин, такой всплеск, вскрик на высокой ноте. Так же называлась и последняя пьеса моего героя, такой была его жизнь на некоторых этапах. Он всегда говорил: чтобы пробиться в чье-то сердце, надо разорвать свое.

– После признания здесь приглашают на другие фестивали?

– Очень часто – и за границу, и по России. Последний раз звали на «ТЭФИ». Но из-за своей инертности до сих пор никуда не поехала. А может, просто мне и здесь всего хватает. И на нашем фестивале очень высокий уровень региональных работ. А сюжеты центральных каналов зачастую не выходят в финал.

– Что было яркого на этом фестивале?

– Поразительная работа из Чувашии, маленькая, минут на 15. Про одного 90-летнего старика, который шьет национальные одежды для кукол. Детей у него нет, жена давно умерла. Но он с ней разговаривает, чувствует ее рядом. В этой картине чувствуется нравственная чистота. Еще на этом фестивале был большой раздел, посвященный людям с ограниченными возможностями. Открывала «Золотой бубен» иранская картина о мальчике, который из-за войны потерял своих родителей и стал калекой в 7 лет. Сейчас ему 16. Без рук, слепой, он все равно продолжает совершенствоваться и не хочет мириться со своим состоянием. Даже не хочет ходить с тростью. Тяжелый фильм. Но в то же время очень жизнеутверждающий. Это настроение всего минувшего фестиваля.

Женская жестокость уже не табу


Большой интерес вызвали работы финских документалисток. Такого женского кино Югра еще не видела.

– Этот фестиваль сужу много лет, но такой подраздел у нас впервые, – говорит председатель жюри, президент Гильдии неигрового кино и телевидения Владимир Герчиков. – Просто у финских документалистов – матриархат, и снимают в основном женщины. Это сильное кино.
Катя Гаврилофф получила спецприз за фильм «Крик на ветру», в котором показала быт и проблемы саами.

– Я рассказала о своей настоящей самобытной культуре, я наполовину финка и наполовину саами. Мне легко было жить в деревне, где проходили съемки, так как там живут мои родственники, – объяснила Катя свой интерес к жизни этой малой народности Севера.

Около полугода у режиссера заняли только исследования и подготовка к съемкам. А ее коллега Аню Куйваляйнен даже перевезла всю свою семью в другой город, чтобы снять фильм «Черная кошка на снегу». Картина о том, как женщина, отсидевшая за убийство мужа, возвращается к нормальной жизни.

– В течение двух лет я посещала тюрьмы, пытаясь найти людей, которые потом испытывали чувство вины за то, что сделали, – рассказала Аню Куйваляйнен. Главную героиню ей удалось найти за 2 года до окончания срока ее заключения. Еще полгода съемочная группа практически жила бок о бок со вчерашней заключенной. – Я переехала в тот город, где жила моя главная героиня, со своим младшим сыном, мужем и матерью. Я чувствовала, что мне нужно быть рядом с этой женщиной, чтобы снять все, что с ней происходило.

Аню Куйваляйнен подчеркнула, что в Финляндии обычно обсуждают жестокость в семье, которая исходит от мужчины, на разговоры о жестокости женщин наложено своего рода табу. Кроме хорошего, пронзительного фильма, режиссер смело может похвастаться еще и непосредственным участием в судьбе главной героини: «Некоторые из ее старых знакомых позвонили и сказали, что теперь понимают, что с ней происходило. Самое важное, что ее старшая дочь, которая практически не знала мать, позвонила и поговорила с ней».

Следующий фильм Аню Куйваляйнен будет об исследователе моря, а Катя Гаврилофф снимает ленту о производстве продуктов в Европе.

Молодежь познакомили с випами

Фильм «Отцы и дети Пермского края», победивший в номинации «Публицистика», – о вечной проблеме конфликта поколений. Авторы показали, что бывает, когда отцы-новаторы врываются к детям-студентам со своими идеями о будущем.

– Поводом послужила история, когда первые лица края рискнули читать лекции. Вдруг стало понятно, что молодое поколение не очень-то принимает идеи российского капитализма. В стране созрел неонигилизм, почти как во времена Тургенева, – рассказал режиссер фильма Виктор Наймушин. – Виртуальному поколению по большому счету безразлично, что происходит в крае. Его волнует только оно само, есть ли у него деньги и где оно будет вечером.

Фактически творческая группа рискнула сделать из лекций випов фильм и познакомить с ними молодежь. Да познакомить так, чтобы «племя младое, незнакомое» что-то поняло и приняло из увиденного.

Лауреат «Золотого бубна»-2009 признался, что фестиваль в Югре существенно отличается от своих собратьев в СНГ и Европе. В Ханты-Мансийске, по словам Наймушина, происходит конкуренция мыслей, а не фильмов.

– Приходит время, когда устаешь от амбиций сценария, все становится понятно по материалу жизни, по сюжетным линиям. Словоблудие ничего не дает, – уверен Виктор.

Обладателем Гран-при фестиваля стал документальный фильм Алексея Бурыкина «Я гений Николай Глазков» киностудии «Русский путь» (Москва). Бурыкин награжден также за лучшую режиссерскую работу в документальном фильме «Мэрилин Монро, Энтони Куинн и другие: Фабрика звезд Михаила Чехова». Лучший сценарий был написан к фильму «Улыбка Гагарина» Натальей Гугуевой и Аркадием Коганом (Москва). Александр Филиппов (Санкт-Петербург) завоевал статуэтку за лучшую операторскую работу в документальном фильме «Нярма».

Статуэтки «Золотой богини» и денежные призы получили:
– короткометражный документальный фильм «Русская слава» сценариста, режиссера, оператора и звукорежиссера Тофика Шахвердиева (Москва) – номинация «Национальный характер»;

– короткометражный документальный фильм «Стойбище «Хорото» сценариста и режиссера Любови Анагуричи (Надым) – номинация «Этнография и путешествия»;

– экспериментальный фильм «Две или Три Вещи, которые Неплохо было бы Знать о Ней…» Николая Макарова (Санкт-Петербург) – номинация «Научно-популярный фильм»;

– тележурнал «Молодежный форум» Краевого центра молодежных проектов «ЛИДЕР» (Красноярск) – номинация «До 16 и старше»;

– фильм «Исход» из цикла «Мы унесли с собой Россию» кинокомпании «Мириам-Медиа» (Москва) – номинация «История и культура»;

– документальный фильм «Отцы и дети Пермского края», киногруппа «Медиа Альянс» (Пермь) – номинация «Публицистика»;

– фильм Exodus сценариста и режиссера Алмагули Менлибаевой (Германия) – номинация «Арт-видео»;

– фильм «Тишина» сценариста и режиссера Ларисы Наумовой (Украина) – номинация «Телевизионный портрет».

Спецприз жюри фестиваля присудило за фильм «Крик на ветру» сценаристу и режиссеру Кате Гаврилофф (Финляндия).

За личный вклад в развитие телевидения Ханты-Мансийского автономного округа «Золотую богиню» получила режиссер телерадиокомпании «Спектр+» Ирина Голованова (Урай).

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика