Как Леонид Куравлёв спас Наталью Варлей, но сам заболел
В 1967 году на киноэкраны вышла картина «Вий» – первый советский фильм ужасов. Особенно зрителям запомнились трюки, например, летающий гроб с Паночкой. Во время одного из таких полетов исполнительница этой роли Наталья Варлей чуть не погибла
Гроб летал на 15-метровой высоте
А ведь на месте Варлей могли быть другие, - изначально на эту роль пробовались несколько актрис. Например, Ада Роговцева и Ёла Санько. Но их не утвердили. А сниматься начала Александра Завьялова. К тому времени она уже была узнаваемой актрисой, особенно по картине «Алёшкина любовь». Если присмотреться внимательно, то в начале фильма «Вий» заметно, что в гробу лежит именно она. Всем объявили, что актриса заболела и не смогла продолжить съёмки. Однако, в отчётном журнале «Мосфильма» есть запись: «В виду того, что Завьялова занята в течение месяца на съёмках киностудии «Ленфильм», вынуждены искать другую актрису». Действительно, тогда Завьялова снималась в картине «Четыре страницы одной молодой жизни» режиссёра Резо Эсадзе, с кем её связывали близкие отношения.
- Он позвонил мне и сказал, что запрещает Александре сниматься в нашем фильме, - вспоминал один из режиссёров «Вия» Георгий Кропачев. – Завьялова была влюблена в Резо, и ослушаться его не посмела. Поэтому с нашей картины ушла.
Рассказывают, что позже Завьялова жалела, что не снялась в роли Паночки. Её заменили Жанной Болотовой. Но та заболела, а ждать пока актриса выздоровеет, съёмочная группа уже не могла. И тогда Кропачев вспомнил только что вышедший фильм Леонида Гайдая «Кавказская пленница», где «спортсменка, комсомолка и просто красавица» Наталья Варлей спускалась из окна над пропастью на верёвке. Решили попробовать её. Ведь нужна была актриса, которая не только согласится лечь в гроб, что у актёров считается плохой приметой, но и со спортивной подготовкой, чтобы исполнять разные трюки без дублёров. А Варлей до кинокарьеры работала в цирке эквилибристкой. Правда, позже актриса признавалась, что вообще-то боится высоты, но никому об этом не говорила, чтобы не лишиться работы.
Это сегодня никто не удивится, что Паночка на экране летает в гробу хоть в космосе, а в те годы о таких компьютерных технологиях никто и не догадывался. Поэтому все, что показано в фильме «Вий» создали почти без комбинированных съёмок. Для работы изготовили три черных гроба . Один, где лежала актриса, которая исполняла роль Паночки, второй – был поменьше и закрытый, его использовали в эпизодах, где Хома Брут (Леонид Куравлёв) пытался «пробить» очерченный мелом круг. Этот гроб двигали при помощи верёвок. А вот в третьем гробу летала по церкви Паночка - Наталья Варлей. Эта конструкция была довольно сложной, ведь девушке предстояло стоять в полный рост. Для этого была сделана специальная опора для спины: в гробу вмонтировали штырь, к которому Наталью Варлей пристёгивали монтажным поясом. Полёты на 15-метровой высоте обеспечивались специально созданными механизмами. Перед тем как отправить Варлей «в полет», систему опробовал помощник режиссёра, который весом был раз в пять тяжелее Паночки. Поэтому все были уверены, что ничего трагического не случится.
На съёмках актрису растоптали свиньи
- Я не люблю пересматривать этот фильм, хотя это кусок моей жизни, - отзывается о своём участии в «Вие» сама Наталья Владимировна. – Я помню съёмки того эпизода в павильоне киностудии: всевозможные тросы, стрелы кранов. И на большой скорости гроб летал по кругу.
Гроб летал вокруг Хомы Брута. Надо заметить, что изначально на эту роль был утверждён Вячеслав Невинный. Но директор «Мосфильма», кому, кстати, принадлежит идея снять фильм по произведению Николая Гоголя «Вий», настоял на кандидатуре Леонида Куравлёва. Режиссёрам Константину Ершову и Георгию Кропачеву, а так же художественному руководителю фильма Александру Птушко ничего не оставалось делать, как согласиться.
- В классике легко сниматься, - говорил в своё время Леонид Вячеславович, - там всё уже прописано великими людьми. Не надо чего-то от себя додумывать.
Специально для Куравлева были изготовлены несколько париков, один из которых был седой. Если помните, после всех этих встреч с нечистой силой Хома седеет.
Во время съёмок с летающей Паночкой в гробу случилось непредвиденное, - гроб перевернулся, стальной трос оборвался, и актриса Наталья Варлей полетела вниз.
- В этот момент я стоял внизу, - рассказывал об этом случае Куравлев. – Вижу: падает Наташа. Все случилось как-то спонтанно, я вытянул руки. Потом поблагодарил судьбу и господа Бога, что так получилось. В мои руки Наташа и угодила.
Варлей Леонид Куравлев спас, а вот сам пострадал: потянул руки и сорвал спину. На две недели пришлось съёмки отложить, пока артист поправится.
По стране поползли слухи, что актриса Варлей разбилась.
- Помню, как на одном моем концерте ко мне подбежали какие-то девочки из Орехово-Зуево и радовались, что я живая. Говорят, мол, слышали, что меня на съёмках растоптали свиньи! – смеясь, вспоминает Наталья Владимировна.
Рассказывают, что после того случая на съёмках «Вия» на киностудиях страны артистам стали прописывать в договорах специальной графой страховки, мол, если случится что-то, то будут выплачиваться дополнительные гонорары. Поэтому режиссёры стали чаще задействовать дублёров и каскадёров.
Для справки
В фильме снимались настоящие филины и вороны, которых отлавливали на территории «Мосфильма», а так же петух, который до этого уже снялся в картине Александра Птушко «Сказка о царе Салтане» - всего 50 птиц.
Тени чертей изображали черные кошки, на которых надевали шапочки с рожками. Кстати, эти же кошки снимались в фильмах Леонида Гайдая, например, «Бриллиантовая рука» и «Иван Васильевич меняет профессию».
Нечисть изображали 16 профессиональных гимнастов. В роли Вия снимался спортсмен - тяжелоатлет Николай Степанов. Костюм для него сшили из крашеной мешковины, пропитанной смолой, а на загипсованные руки «надели» корни деревьев.
За первый год проката «Вий» собрал 33 миллионов рублей и занял 13-е место. Картину закупили во многих странах мира, в том числе, во Франции, в Аргентине и в США.