Онлайн-платформы VS кинотеатры: кто победит в битве за будущее?
Где мы будем смотреть кино завтра? «Собеседник» устроил «баттл» двух разных кинобизнесов – традиционного проката и стриминга
Традиционная схема дистрибуции кино выглядит так: сначала фильм выходит в кинотеатральный прокат и только спустя полтора-два месяца появляется на телевидении и в онлайне. Однако стриминговые сервисы хотят сократить это окно в 45 дней до двух недель.
Недавний инцидент с «Ёлками 8» продемонстрировал взаимное напряжение между двумя сторонами. Крупные киносети отказались выпускать ленту, уверенные, что наличие её в сети негативно скажется на сборах, а онлайн-платформа IVI финансировала «Ёлки 8», надеясь на доход от проката.
«Собеседник» устроил «баттл» двух разных кинобизнесов. Сторону традиционного проката представляет Алексей Рязанцев, гендиректор «Каро Премьер». А на защите онлайн-кинотеатров – Вадим Соколовский, директор IVI Originals.
– Отличается ли аудитория кинотеатров от зрителей стримингов?
Алексей Рязанцев: На мой взгляд, безусловно, отличается. Зритель в онлайне часто готов поступиться какими-то качественными характеристиками кинопоказа. Например, отказаться от большого экрана, соответственно, потерять часть эмоций и впечатлений от спецэффектов, если это фильм-аттракцион. Ну, то есть, это менее притязательный зритель, которому достаточно сюжетной канвы – без подробностей и художественной «киногеничности», которые может дать только большой экран в кинотеатре.
Вадим Соколовский: Опыт смотрения в кинотеатрах – это совершенно незаменимый социальный опыт. Те люди, которые хотят социализироваться, получить это коллективное переживание просмотра, когда ты смеёшься и плачешь вместе с залом, - выбирают поход в кинотеатр. Но есть люди, которым удобнее смотреть кино дома. Например, меня раздражает, когда впереди сидящие зрители светят мне экраном мобильного телефона. Не люблю, когда рядом со мной разговаривают, хрустят попкорном. Поэтому я предпочту посмотреть кино дома на хороший плазме, с хорошим звуком. Я ничего не потеряю как зритель, но приобрету как человек.
– Считаете ли вы онлайн-сервисы/кинотеатры своими прямыми конкурентами?
Вадим Соколовский: Вообще с кинотеатрами конкурирует и издательский бизнес, и телевидение, и компьютерные игры. Люди, которые читают книги, смотрят телевизор, ходят в театр, в цирк, на концерты в консерватории – это часто одни и те же люди. Нельзя сказать, что человек который ходит в кинотеатр, никогда не включает сериал на том же Нетфликсе или никогда не читает книжку. Поэтому мы все боремся за внимание человека, чтобы он в свободное время захотел посмотреть кино на нашей платформе.
Алексей Рязанцев: Конечно, я считаю, это прямая конкуренция для зрителя. Мы же работаем на одну и ту же аудиторию в принципе. В период пандемии зрители реже посещают кинотеатры. На этом фоне стриминги действительно стали сильными игроками на рынке. Я это наблюдаю даже в телевизионной рекламе: если раньше канал анонсировал сериал собственного производства или предстоящий прокат блокбастера, то сейчас много рекламы онлайн-платформ.
Если раньше в онлайн-кинотеатрах выходили в основном сериалы, но сейчас они снимают и для большого кино, прокатывают фильмы в кинотеатрах и получают часть прибыли оттуда. Потом в зависимости от успешности проката и популярности фильма с наименьшим окном выпускают у себя на платформе и получают дополнительную прибыль. Поэтому, безусловно, в плане размещения и реализации аудиовизуальной продукции мы являемся прямыми конкурентами друг другу.
– Есть ли такая зависимость: чем больше зрителей у онлайн-платформ, тем меньше зрителей идёт в кино?
Алексей Рязанцев: Здесь пока не накопилось достаточное количество аналитических данных, чтобы с точностью до десятых долей сказать, насколько влияет одно на другое. У нас был абсолютно форс-мажорный опыт при прокате мультфильма «Кощей. Начало». Мы планировали релиз к началу осенних каникул 28 октября и вдруг из-за роста заболеваемости COVID-19 закрылись сразу Москва и Петербург. В итоге «Кощей» вышел на «Яндексе» одновременно с кинотеатрами. Сборы составили 140 млн рублей. Многим российским фильмам, которые вышли с ноября прошлого года, в лучшем случае удалось собрать до 100 млн. Но я уверен, что если бы мы выходили в прокат без онлайн-премьеры, мы бы собрали в 3 раза больше.
Вадим Соколовский: У многих кинотеатров архаическое представление о дистрибуции контента. В начале XX века извозчики активно боролись с трамваями. Даже пытались пробить законодательные меры, чтобы трамвай ходил только три часа утром и два часа вечером. Мы прекрасно знаем, чем эта борьба закончилась. Прогресс невозможно остановить. Онлайн-платформы никуда не денутся, поэтому кинотеатрам надо научиться жить в этой новой реальности. Мы не можем диктовать зрителю, где он должен смотреть контент. Человек должен сам выбирать. В то же время я уверен, что мы будем существовать бок о бок, никто никого не съест, если мы научимся договариваться.
– Как бы вы прокомментировали отказ кинотеатров «Синема парк», «Формула кино», «Каро», «Киномакс» и «Синема Стар» от проката новых «Ёлок» в декабре?
Вадим Соколовский: Когда крупные сети кинотеатров объявили бойкот «Ёлкам 8» и лишили зрителей возможности посмотреть их любимый фильм на большом экране – это не джентльменский метод. Это такое детское поведение, когда ты заявляешь, что назло маме отморозишь уши. Мы финансировали этот продукт и, разумеется, были заинтересованы в прибыли от проката не меньше самих кинотеатров. Более того, мы предлагали прокатчикам провести совместную рекламную кампанию. Мы были готовы на многие компромиссы, но нас не услышали.
В тех кинотеатрах, где фильм показывали, были аншлаги. А подписчики IVI в новогодние праздники посмотрели «Ёлки 8» более 1,5 млн раз. Последняя часть франшизы привлекла на наш сервис рекордное число новых подписчиков и стала одним из самых успешных проектов из линейки IVI Originals.
Алексей Рязанцев: В случае с «Ёлками 8» изначально предполагался гибридный прокат, однако большинство кинотеатров решили не отдавать финансовое предпочтение фильму, который через 2 недели появится в бесплатном доступе на IVI. Хотя даже в ситуации бойкота «Ёлки 8» собрали 70 млн. Это неплохой показатель. С другой стороны, американская компания Warner Bros. выпускала большое кино на HBO Max – и это реально привело к уменьшению бокс-офиса. Теперь они возвращаются к театральному прокату и только потом к релизу в онлайн.