Новости дня

09 апреля, четверг
































08 апреля, среда












Фильм "Калашников": реальный лучше мифического

05:06, 20 февраля 2020
«Собеседник» №06-2020

Кадр из фильма «Калашников» // фото: Kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Калашников» // фото: Kinopoisk.ru

20 февраля в прокат выходит фильм «Калашников», снятый к столетию создателя самого известного в мире автомата.

«Это становление молодого парнишки в великого конструктора, создавшего оружие-легенду. Это фильм не про автомат, а про человека», – определил содержание своей картины режиссер Буслов.

Обозначив парой кадров деревенское детство героя, режиссер Константин Буслов («Бабло», «Авантюристы») и сценарист Сергей Бодров начинают свой кинорассказ с 1941 года, когда танковый командир Калашников получает ранение и, оказавшись в госпитале, загорается идеей создать новый автомат. Актеру Юрию Борисову («Бык»), видимо, повезло в работе над ролью. Он говорит, что видел живого Калашникова и, когда тот проходил мимо, «что-то прямо вылетело из него и ко мне прилетело! И потом я с этим ходил по площадке». Что именно прилетело, неясно, но обидно, что в фильме, который «про человека», живого человека Калашникова как бы и нет. Есть милый и довольно стерильный персонаж, единственный недостаток которого – неумение правильно держать ложку. В остальном он безупречный, как из «Игры престолов».

С другой стороны, что придираться-то? Фильм о легенде должен быть правильным и выверенным. Шаг вправо, шаг влево – и «оскорбление чувств», как теперь водится.

Немцы там тоже показаны как надо – они жирные и неприятные. Все тернии судьбы Калашникова – это неверие в его талант заводского начальника и пара насмешек про его «пять классов». Зато герою дружно помогают идеальные, литературно выражающиеся, чисто выбритые рабочие – после трудового дня, разумеется.

За кадром иногда читаются письма Калашникова к родне, из которых каждый раз ясно, что у него есть чувство долга. Письма придумали сценаристы, ну и ладно, потому что письма хорошие. Хорошие и все остальные герои – генералы, врачи, изобретатели. Только энкавэдэшник, который сопровождает Калашникова в одном эпизоде, как-то не очень. Он подозрительный, обзывает не доделанный еще автомат «хреновиной», ругается, заставляет героя пить самогон (герой отказывается) и дерется с ним в грязной луже. Энкавэдэшника играет Алексей Вертков, и эпизод с ним – самый живой в фильме.

Фильм снимался на деньги концерна «Калашников» (четверть бюджета дал Минкульт), который в 2020 году поставит в Минобороны 40 тысяч АК-12 калибра 5,45 мм – это гособоронзаказ.

Заканчивается 1949-м годом, когда автомат Калашникова был принят на вооружение. Поэтому в ленте нет ничего о том, что Михаил Тимофеевич всегда подчеркивал: он создавал автомат для защиты, и о том, что писал покаянное письмо.

Мифический Калашников получился неплох, хотя реальный Калашников, разумеется, куда более интересная личность. Но вот от какого сожаления трудно отмахнуться: мы и в XXI веке имеем в качестве символа страны орудие убийства.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №06-2020 под заголовком «Реальный Калашников лучше мифического».

Рубрика: Культура и ТВ

Поделитесь статьей:
Колумнисты

^