"Каждый счастлив в одиночку". Юбилей фильма "Гараж": сорок лет прошло, а мы все те же?

Эльдар Рязанов признавался: то, что фильм «Гараж» через годы не потерял остроты и актуальности, его и радует, и огорчает

Фото: Global Look Press

Собираясь в зоологический музей на заседание гаражного кооператива, герои фильма «Гараж» не подозревали, что проведут там целые сутки: настолько трудной оказалась задача – лишить четырех пайщиков гаража. Ровно 40 лет ведь прошло, а ничего, как переживал Эльдар Рязанов, в нашем «гараже» не поменялось. 

Справка

«Гараж», 1979 год, киностудия «Мосфильм»

  • Авторы сценария: Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов
  • Режиссер: Эльдар Рязанов
  • В ролях: Валентин Гафт, Вячеслав Невинный, Светлана Немоляева, Андрей Мягков, Георгий Бурков, Игорь Костолевский и другие. 
  • В 1980 году фильм занял 17-е место в прокате (28,5 млн зрителей).
  • Фильм был снят в рекордные сроки – 24 съемочных дня.

За Рязанова играл дублер

Замысел фильма появился после того, как режиссер Эльдар Рязанов на самом деле побывал на собрании гаражно-строительного кооператива. Нескольких самых беззащитных владельцев машин при молчаливой поддержке большинства исключили из списков. Как вспоминал Эльдар Александрович, вел он себя на собрании нелучшим образом – совсем как интеллигентный, но безвольный, молчаливый профессор Смирновский, которого в кинокартине сыграл Леонид Марков. 

– Фильм, можно сказать, моя попытка загладить свою личную вину перед теми, кого лишили тогда гаражей, – признавался Рязанов. 

Еще одним способом решил режиссер «наказать» сам себя – он сыграл вечно спящего на чучеле бегемота начальника отдела насекомых. 

– Это получилось само собой, уже на съемках, – рассказывал Эльдар Александрович. – Однако на общих планах сидел другой человек – дублер такой же комплекции. А я подсаживался к бегемоту на крупных планах. Самым трудным было сыграть пробуждение. Я же не артист, играть не умею. 

Кстати, того самого бегемота в 2001 году продали на аукционе за 300 долларов. Торги проходили в ночном клубе, а покупатель пожелал остаться неизвестным.

В качестве идеи для декораций к «Гаражу» был выбран зоологический музей. Но сами съемки проходили в павильоне киностудии «Мосфильм». Многие считают, что чучела животных намекают на не совсем человеческое поведение героев картины, на самом деле Рязанов понимал, что действие, происходящее в одном и том же помещении, может показаться скучным, и решил разнообразить картинку.

Остроумова пряталась за рептилиями

Роль матери-одиночки Елены Малаевой писалась в сценарии специально для Лии Ахеджаковой.

– Мне тогда и в театре ничего не светило, и в кино за меня особенно не дрались. И вдруг такие мастера, как Брагинский и Рязанов, пишут для меня роль! – поделилась с «Собеседником» Лия Меджидовна. – Снимаясь в «Гараже», я ощущала жуткую ответственность – меня окружали актеры, чье мнение мне было очень дорого. И это немного мешало: как только чувствуешь обязательство быть талантливой, тогда ничего не получается. 

А вот Ольга Остроумова (дочь Смирновского Марина), напротив, считает, что сыграла «не свою роль». 

– Меня вызвали на пробы, а в это время у меня была проблема: я никак не могла определить дочку в детский сад, – вспоминает сегодня Ольга Михайловна. – И с ходу говорю Рязанову: «А вы можете мою дочь в садик устроить?» Так громко, бойко спросила – сама от себя не ожидала. Видимо, это его обмануло: на самом деле я не была такой бойкой. И роль Марины совершенно не моя, я ведь никакая не золотая молодежь. Мой партнер по фильму Игорь Костолевский тоже чувствовал себя не в своей тарелке, мы с ним все время прятались за бегемотом или за рептилиями какими-нибудь, чтобы камера не видела. Я стеснялась ужасно.

Валентин Гафт попал на роль председателя правления Сидорина совершенно случайно. Изначально Рязанов видел в этой роли Александра Ширвиндта, но он был загружен в тот период в театре. И только когда съемки уже начались, Лия Ахеджакова предложила Рязанову обратить внимание на Гафта, с которым вместе работала в «Современнике». По счастливой случайности Валентин Иосифович в это время снимался в соседнем павильоне «Мосфильма». 

Некоторые актеры отказались работать в этом фильме. Так, Алла Демидова не захотела играть хамоватую директрису рынка Кушакову (роль в итоге досталась жене Мягкова Анастасии Вознесенской), а Вячеслав Тихонов – профессора Смирновского, потому что не верил, что такой «антисоветский» фильм сможет вообще выйти на экраны.

Во время съемок «Гаража» Гафт и Остроумова впервые увидели друг друга, а почти через 20 лет поженились.

– Еще до этого я приглядывался к этой артистке и женщине. Мне она очень нравилась! Давно, – признается Валентин Гафт. – Но я знал, что она занята. И судя по всему, Оля человек очень серьезный, верный. Настоящий. Просто начать с ней заигрывать бессмысленно. Поэтому в «Гараже» я, конечно, ее внимательно разглядывал – это было такое светлое пятнышко, которое нельзя не приметить, – но даже попытки подойти не сделал. Спустя годы увидел случайно ее по телевизору и вспыхнул, понял: вот она – моя! А через несколько дней мы увиделись с ней на каком-то концерте.

Мягкова лишили голоса из мести 

Героя Андрея Мягкова – лаборанта Хвостова в фильме лишили голоса. Как шутил сам Рязанов, таким образом он отомстил Мягкову за то, что тот когда-то раскритиковал его стихотворение «У природы нет плохой погоды…» Тогда режиссер скрыл свое авторство, сказав всем, что это стихи английского поэта Уильяма Блейка. Мягков поверил в это и высказался так, что в следующем фильме «онемел».

– Очень многие «гаражисты» стали дружить после съемок фильма, – говорит актриса Алла Будницкая (член президиума кооператива Алла Петровна). С Лией Ахеджаковой они потом даже стали жить в одном дачном доме. – Мы смеялись до слез, когда в перерывах Андрей Мягков и Жора Бурков разыгрывали сценки или Вячеслав Невинный травил анекдоты. Помню, Рязанов обижался на нас с Ией Саввиной, когда мы, находясь за столом в президиуме, играли в слова. Берется одно длинное слово, и из его букв нужно составить как можно больше других слов. У Саввиной это получалось здорово – она же журналист по образованию. 

Однажды во время съемок сцены, когда героиня Светланы Немоляевой – жена Гуськова – сходит с ума, кто-то громко разговаривал. В ярости Эльдар Александрович сшиб декорацию, несколько фонарей, подбежал к провинившимся и обругал их. А на другой день слег с температурой под сорок. У режиссера случился еще один взрыв, когда в перерыве съемок некоторые актеры выпили алкоголь. Рязанов увидел, что «войско пало», схватил первого попавшегося – им оказался Георгий Бурков – за грудки и начал кричать. Бурков в буквальном смысле висел в воздухе. 

Удивительно, но фильм «Гараж» чиновники от кино приняли сразу и без какой-либо цензурной вырезки. Правда, не все поначалу решились показывать картину. Например, чтобы не мозолить глаза афишами «Гаража», фильм не пускали в прокат в кинотеатрах, находящихся на пути следования правительственных кортежей. Но тут кинокартине неожиданно повезло. Состоялся пленум ЦК КПСС, на котором Брежнев потребовал беспощадно критиковать общественные недостатки. И оказалось, что «Гараж» как нельзя лучше отвечает на новый призыв партии.

– Когда после долгого перерыва посмотрел «Гараж», то и обрадовался, и огорчился одновременно, – признавался уже в 2000-х Рязанов. – Рад, что сатирический заряд не ослабел и стилистически картина не архаична. Огорчился же я как гражданин своей страны: фильм не постарел, актуальность не поблекла.

* * *

Материал вышел в издании«Собеседник» №24-2019  под заголовком «Алло, "Гараж"!».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика