О чем кричит Мунк: выставка в Третьяковской галерее

Выставка норвежского художника Эдварда Мунка – еще один хит Третьяковской галереи. Экспозицию готовили шесть лет

Фото: фрагмент картины Эдварда Мунка "Крик" // фото: Третьяковская галерея

Выставка норвежского художника Эдварда Мунка – еще один хит Третьяковской галереи. Экспозицию готовили шесть лет, взамен пришлось устроить в Норвегии аж три выставки русского искусства.

Корпуса Третьяковки теперь будут, по сути, конкурировать друг с другом: на Крымском Валу – Репин, а в Лаврушинском переулке – Мунк. Интерес в основном к легендарной картине «Крик», хотя кураторы стараются расширить представления посетителей о норвежце («Многие знают «Крик», но ничего не знают о Мунке») и, как всегда в последнее время, заманить самые широкие слои населения чем-то хайповым. К таким заманухам можно отнести... селфи художника. На выставке, помимо живописи (64 картины) и графики (37), есть и 16 фотографий, некоторые из них являются... автопортретами. Мунка представляют как чуть ли не первооткрывателя фотоселфи, и это уже стало предметом критики в адрес галереи. К слову, увлекался художник и живописными автопортретами, которые, конечно, куда более интересны.

Менее охотно Третьяковка рассказывает о том, что «Криков» у Мунка много. Две живописные, две пастельные и множество графических версий. В Москву приехали одна из графических работ и одна из двух пастельных. Вторая пастель была продана семь лет назад почти за 120 млн долларов, побив предыдущий мировой рекорд стоимости для произведений искусства. Так что Мунк, можно сказать, на пике всемирной славы.

Вопрос безопасности теперь для Третьяковки один из ключевых. Мунка за последние 25 лет уже дважды крали в Осло. Да и вероятность, что сюжет зацепит психически неуравновешенных, как это было с «Иваном Грозным...», тоже есть. О нюансах безопасности Третьяковка не распространяется, но к «Крику» приставлен отдельный охранник, который вас не подпустит к шедевру слишком близко.

Почти все картины – из Музея Мунка в Осло. Но одну из версий «Девушек на мосту» передал в Третьяковку ее главный конкурент – Музей имени Пушкина. Эта картина, кстати, провисит здесь лишь до середины мая, после чего переедет в питерский Эрмитаж. 

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №15-2019 под заголовком «О чем кричит Мунк».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика