Новости дня

19 августа, понедельник












18 августа, воскресенье












17 августа, суббота














16 августа, пятница







Дневники ММКФ-2019: Антониони по-ирански и казахский фильм об идентичности

13:26, 21 апреля 2019

Кадр из фильма "Тренинг личностного роста"
Кадр из фильма "Тренинг личностного роста"

Sobesednik.ru рассказывает о воплощении проблемы идентификации в фильмах основного конкурса ММКФ из Казахстана и Ирана.

Тема нравственного выбора, столь горячо любимая режиссерами по всему миру, уже успела отразиться и в основном конкурсе Московского международного кинофестиваля в этом году: об объединенных общей идеей «закона кармы», но глубоко различающихся по ее реализации картинах «Капкан» и «Импровизаторы» родом из Турции и Японии мы рассказывали в прошлом материале. Сегодня в программе — выбор, карающийся не силами природы, а потерей собственной идентичности.

«Тренинг личностного роста» (Фархат Шарипов, Казахстан)

Кадр из фильма "Тренинг личностного роста" // Фото: скриншот с YouTube

«Я хотел снять фильм о том, как человек теряет память», — заявил на пресс-конференции режиссер Фархат Шарипов. Сложна идея — сложное и ее воплощение. Кольцевая композиция картины заставляет зрителя в течение часа с начала просмотра недоумевать из-за открывающей сцены, которая, казалось бы, совсем не встраивается в повествовательную структуру фильма: яблони в цвету, неизвестная нам женщина, снятая отсраненной и холодной камерой, из телефонного звонка узнает о смерти дочери. Сразу после — зима, провинция Казахстана, а в кадре уже совсем другие люди. Главный герой — «белый воротничок» Канат, служащий финансовым аналитиком в филиале крупного банка и живущий с матерью, с периодическим успехом пытается получить стыдное удовлетворение под покрывалом от просмотра фотографий привлекательных коллег. Посланный начальством на курсы по развитию управленческих способностей и изначально воспринимающий такое задание без особого энтузиазма герой встречает своего приятеля со студенческих времен Даника — успешного коррупционера и коллекционера женщин. Тот берет старинного друга под свое покровительство, периодически приглашая Каната к проститукам в караоке и попутно предлагая ему повышение в банке. Пойти по головам герою далеко не сразу кажется идеей хорошей, а тут после очередного загула с Даником еще и пропадает одна из юных проституток... Помочь в поисках девушки и отречься от предлагаемой ему помощи или постараться забыть, надев новенький топ-менеджерский костюм — такую нравственную дилемму пытается разрешить герой, пока не начинают цвести яблони.

Построенный на полутонах и полунамеках, в плане содержания фильм поражает своим психологизмом — скупые диалоги здесь с лихвой восполняются выразительными мизансценами с выверенным взаимодействием разных планов при использовании зеркал, дверных проемов, окон. Зеркала в картине играют и другую, более глубинную роль: почти с первых кадров Канат вглядывается в собственное отражение, пытаясь ответить на сложные вопросы о своем характере, личности, желаниях. Запотевшее зеркало в одной из первых сцен намекает на проблемы героя с идентификацией — кем он стал и куда идти дальше? В финальной сцене Канат совсем другой — уверенным взглядом он смотрит на свой уже куда более четкий образ.

Кадр из фильма "Тренинг личностного роста" // Фото: скриншот с YouTube

Другая, не менее важная особенность ленты — подслушанные разговоры. Герои в картине говорят очень естественно — они обсуждают личные проблемы, работу, политику, судьбу народа, секс, бесконечные переименования столицы Казахстана (удивительно пророчески) — и все в чистом потоковом общении в лифте, за едой, после рюмки-другой в караоке-баре. Помимо разговоров внутри кадра — тишина. Режиссер Фархат Шарипов намеренно не использует музыку, чтобы избежать навязывания зрителю собственной трактовки происходящего на экране. Зато с началом финальных титров ситуация в корне меняется — невероятно громкая и тревожная музыка, сыгранная будто в традициях Бернарда Херрмана, но с использованием национальных инструментов, бьет по нужным аккордам, заставляя каждого интерпретатора застыть от осознания: все понято верно.

«Моя жизнь на втором курсе» (Расул Садрамели, Иран)

Кадр из фильма "Моя жизнь на втором курсе" // Фото: скриншот с YouTube

Иранское кино сейчас, что называется, в моде — вместе с израильским и азиатским без него не обходится почти ни один уважающий себя кинофестиваль. Иранцы снимают очень минималистично, не забывая при этом своих учителей из Италии и Франции (речь, конечно же, о неореализме и «новой волне») — отсюда натурные съемки, ручная камера, использование непрофессиональных, начинающих актеров. 

«Моя жизнь на втором курсе» — не исключение. Парадокс, но именно этот, иранский, фильм — единственный в основном конкурсе ММКФ, главным героем в котором является женщина. А рассказывает он о студентке второго курса, отправляющейся вместе со своей меланхоличной подругой в студенческую поездку. Та, по настоянию подруги отказываясь от приема неизвестных антидепрессантов, внезапно впадает в кому, а главная героиня остается наедине с чужим возлюбленным, родителями, проблемами и все глубже и глубже погружается в жизнь другого человека, отстранясь при этом от собственной.

Не зря в начале упомянули итальянцев: Расул Садрамели здесь уподобляется Микеланджело Антониони в его культовом «Приключении», уводя человеческую трагедию на задний план, а на первый выдвигая вопросы скорее психологического толка. Остаться верной подруге или обрести любовь, прожить свою жизнь или чужую — такими вопросами задается героиня фильма, терзая себя и окружающих, глядя в зеркало и не узнавая собственное отражение. На первый взгляд скупой в своей изобразительности фильм под конец открывается перед зрителем во всей своей идейной противоречивости.

Поделитесь статьей:


Колумнисты


Читайте также