Кончаловский окунулся в 90-е: премьера по Бергману во МХАТе им. Горького
Во МХАТе им. Горького показали премьеру – Андрей Кончаловский поставил «Сцены из супружеской жизни» по сценарию Бергмана
На прошлой неделе во МХАТе имени Горького показали громкую премьеру – Андрей Кончаловский поставил «Сцены из супружеской жизни» по фильму, а точнее, по киносценарию Ингмара Бергмана.
В фильме Бергмана играют его любимые и постоянные актеры. В спектакле Кончаловского тоже – это Юлия Высоцкая и Александр Домогаров. «Над выбором я долго не думал, – сказал нам режиссер в антракте. – Они хорошая пара, старые партнеры, они работают в трех моих спектаклях (чеховская трилогия), снимались у меня в кино. Поэтому, когда я обдумывал постановку в России, я понимал, что Высоцкая и Домогаров будут для меня простой возможностью точно передать зрителю мое понимание отношений мужчины и женщины».
Шесть сцен из двадцатилетней истории пары Кончаловский перенес в российские 90-е, которые сегодня у нас оцениваются очень по-разному. И как время прекрасной свободы, и как время ужасного разрушения. Сам режиссер избегает акцентов. «Почему именно 90-е? Так упала карта. Но это очень важно. Можно оглянуться чуть-чуть назад, испытать ностальгию, оценить, что мы потеряли и что нашли», – сказал нам режиссер.
Развернутый ответ Кончаловский дает в самом спектакле. Отношения пары, весь диапазон супружества с накопившейся за годы усталостью, раздражением от скучной определенности и страхом, что «это навсегда», с изменами, спонтанным сексом, насилием и гневом, неизменным притяжением, нежностью, горечью и смирением – это самый доходчивый способ прочувствовать, как менялась жизнь и люди вместе с ней.
Все бергмановские коллизии режиссер сохранил, только вместо шведских реалий взял наши. Марианну и Йоханеса зовут Марина и Иван, они москвичи, постсоветский интеллигентский класс. Квартира, обстановка, работа, выпивка, еда, диалоги, философствования о том, что «жизнь – это кошмар» – все это близкое и понятное. Между эпизодами на «стенах квартиры» мелькают кадры с пестрой перестроечной жизнью, Горбачевым, Ельциным, штурмом Белого дома, «со двора» несутся «Два кусочека колбаски», поют молодой Киркоров, Аллегрова и «ДДТ», звучат «Сиреневый туман» и кабацкая «Ах, какая женщина». Финальный монолог Ивана про то, что не так уж плохи были советские времена тотального дефицита, зато книжки читали, а теперь деньги есть, а счастья нет, – тоже у многих найдет понимание.
Актеры действительно очень естественно чувствовали себя в обществе друг друга. Александр Домогаров, подливая себе коньяк (мы уверены, что это был чай, конечно), как-то даже назвал партнершу Юлькой вместо Марины: «Юлька, как я устал». Кончаловский, сидя в первом ряду, немного покашливал, иногда его кашель совпадал с моментом, когда Домогаров, скажем, ухватывал какую-нибудь часть тела Юлии Высоцкой, и зал хихикал.
Спектакль, собственно, открыл новый этап жизни МХАТа. По крайней мере имя Кончаловского дает такую надежду. Долгие годы театром руководила Татьяна Доронина. Но два месяца назад ей предложили номинальный пост президента театра, а реальными руководителями стали Эдуард Бояков, Захар Прилепин и Сергей Пускепалис. Андрей Кончаловский – приглашенный режиссер.
– Я очень жду, когда на спектакль придет Татьяна Доронина. Очень жду. Она скоро поправится, и я буду ее встречать с букетом цветов! – сказал Кончаловский.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №10-2019 под заголовком «Кончаловский окунулся в 90-е».