Новости дня

16 января, среда



















15 января, вторник


























Теннис с Мольером: премьера "Мизантропа" в "Гоголь-центре"

«Собеседник» №49-2018

Мольеровские реплики актеры театра Серебренникова перебрасывали друг другу, как теннисный мяч // фото: пресс-служба «Гоголь-центра»
Мольеровские реплики актеры театра Серебренникова перебрасывали друг другу, как теннисный мяч // фото: пресс-служба «Гоголь-центра»

В «Гоголь-центре» сделали новый шоу-спектакль из мольеровской комедии «Мизантроп», переведенной специально для театра Дмитрием Быковым. 

Пьеса написана в 1666 году, но гоголевцы показали нашу современную жизнь в эпоху соцсетей, самопиара, ютуба, лайков и Бузовых. Спектакль поставил друг Кирилла Серебренникова, один из самых популярных молодых режиссеров Латвии Элмар Сеньков. Честный и мрачный правдоруб Альцест – Александр Горчилин, режиссер нашумевшей «Кислоты», тоже рассказывающей о проблемах поколения Пу. Главный вопрос «Мизантропа» здесь остается тем же: что происходит, если человек говорит правду, которая, как все знают, чаще всего штука крайне неприятная? 

Сегодняшнее здесь всё: от актуальной рифмовки «Альцест – домашний арест» до фейсбучных склок вместо злословия XVII века и аэробуса вместо упряжки лошадей. В начале сцена закрыта невозможно красным светящимся занавесом, на фоне которого Альцест дает на камеру интервью своему приятелю Филинту (Филипп Авдеев). Циничный Филинт, уморительно складывая губы бутончиком, пытается вытянуть из Альцеста что-нибудь подобрее, но тот говорит «гадости», от которых дипломатичного «еще-не-Познера» отчетливо кривит. Уговоры быть полюбезнее на мизантропа не действуют («С чего вас так колбасит?» – «С того, что всюду ложь»; «Мы – общество терпил!») – и под раздачу попадает знатный Оронт со своей поэмой (Один Байрон в своих «леопардах» неподражаемо комичен, просто актер-праздник!).

Игра в теннис – отличный прием для того, чтобы не утомлять зал назидательностью мольеровских диалогов-монологов. Вместо мяча реплики. Ну и разумеется, красивые актрисы «Гоголь-центра» в коротких теннисных юбках выглядят сногсшибательно и сексуально. Номер доставания из-под юбок мячиков и чупа-чупсов – это мхатовская пауза нового поколения – эффект не хуже. Сцены смонтированы намеренно рвано и резко – как будто мы смотрим нарезку ютуб-каналов или подборку в инстаграме.

Финал печален у Мольера, а здесь он совсем горький. Сцена в аэропорту с табло вылетов. Альцест принимает свою судьбу одиночки-изгнанника. Не хочешь врать и притворяться – бери «билет на самолет с серебристым крылом, что, взлетая, оставляет земле лишь тень».

А в это время...

На днях театральные деятели встречались с Владимиром Путиным и в очередной раз подняли тему ареста худрука «Гоголь-центра». Президент намекнул худрукам, что им либо не надо заниматься финансовыми вопросами, либо быть готовыми ответить за экономику проектов. После встречи Путин и театралы обсудили «дело Серебренникова» в режиме «не для прессы». «Разговор был позитивным», – все, что смог сказать по этому поводу худрук РАМТа Алексей Бородин. 

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №49-2018 под заголовком «"Мы – общество терпил!"».

поделиться:


Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания