Татьяна Самойлова: от Канн — до нищеты

Народную артистку Татьяну Самойлову называли первой красавицей Советского Союза. Обидно, что так мало она сыграла...

Фото: Татьяна Самойлова // фото: Global Look Press

Обидно, что так мало она сыграла в кино и театре. А ведь когда-то народную артистку Татьяну Самойлову называли первой красавицей Советского Союза.

Мировая известность пришла к Татьяне Самойловой в 1958 году, когда она побывала на Каннском кинофестивале с фильмом «Летят журавли». Ее роль Вероники потрясла жюри, ей вручили премию как «самой скромной и очаровательной актрисе», а фильм получил главный приз – «Золотую пальмовую ветвь». А вот в Советском Союзе работу Самойловой далеко не все по достоинству оценили. Говорят, Никита Хрущев вообще назвал ее героиню проституткой. 

Еще одной известной работой в кино стала Анна Каренина в одноименном фильме. Громких киноролей у актрисы больше не случилось. 

Одни говорили, что Самойлова зазвездилась и грубит режиссерам, поэтому не приглашают, другие крутили пальцем у виска: мол, Таня сошла с ума – никто и связываться не хочет с ней, а еще ходили слухи, что страдает алкоголизмом. Старость актриса встретила в одиночестве. 

В ресторанчике кормят бесплатно

Мы познакомились летом 2001 года. В то время я участвовал в акции «Поможем любимым артистам» – мы собирали денежные средства и помогали тем, кто бедствовал. Узнав, что Татьяна Самойлова нуждается, я пришел домой к актрисе с подарками и собранными для нее деньгами. Она жила в маленькой двухкомнатной квартире на Васильевской улице, по соседству с Домом кино. Старая тахта в спальне, обшарпанный паркет, в гостиной – старенький невысокий сервантик, ламповый телевизор еще советских времен, жуткие обои в цветочек. И только фотографии на стенах и на полках напоминали, что здесь живет легендарная актриса. Кадры из фильмов «Летят журавли» и «Анна Каренина», семейные фотографии с мамой и отцом – известным актером Евгением Самойловым. Татьяна Евгеньевна с гордостью указала на снимок папы.

– Красивый, правда?! – улыбалась актриса. – Столько у него поклонниц было! Письмами с признаниями в любви заваливали, по ночам под окнами кричали. Да и сейчас отец не утратил мужской красоты.

На тот момент Евгению Самойлову, тому самому, кто когда-то сыграл главную роль в фильме «Сердца четырех», было 88 лет, а он еще выходил в спектаклях Малого театра. От моего вопроса, помогает ли родитель, актриса смутилась.

– Никто мне не помогает. У папы у самого денег немного, брат тоже перебивается, а сын... Дима давно уже уехал жить в Америку, не жирует там. Работает в больнице врачом. У него семья, их кормить надо. Очень скучаю по нему, звонит он редко. Я бы с удовольствием к нему поехала навестить, но за один перелет столько денег надо! А где их взять?! Пенсии едва хватает заплатить за коммунальные услуги да что-то в холодильник положить. Я забыла, когда себе что-то из одежды покупала. Тут в соседнем доме есть ресторанчик, так хожу туда иногда пообедать – хозяин этого заведения оказался поклонником моих киноработ и кормит меня бесплатно. Даже с собой дает что-то вкусное, – рассказывала Татьяна Евгеньевна. 

Глаза у Самойловой – особенные. В них и красота, и строгость, и отчаяние, и одиночество. Она курила на кухне, пила чай и проклинала новое время. 

– Я не хочу много хвалить Советский Союз, тоже было всякого плохого там. Например, когда меня приглашали сниматься за границу, режиссерам в нашем комитете по кино врали, что я очень занята. А мне ничего об этом не говорили. Снимали мало. Но тогда я могла себе позволить бутерброд с красной икрой. Очень ее люблю! Вот вы деньги подарили, сегодня куплю баночку... Я всю жизнь чувствовала зависть к себе. Говорили: ну что в ней такого, ну, красивая, и все! Поверьте, такое слушать очень обидно. Но сегодня я вообще никому не нужна! – жаловалась актриса.

Татьяна Самойлова // фото: Global Look Press

Просила помощи у Василия Ланового

Татьяна Самойлова – единственная советская актриса, чей отпечаток руки есть у фестивального дворца в Каннах. За ней ухаживали, ее носили на руках, а она всю жизнь любила своего первого супруга Василия Ланового. Хотя потом у нее были и другие мужья. Рассказала, что как-то попробовала обратиться к Лановому, чтобы он помог выбить персональную пенсию.

– Вася вхож в кабинеты чиновников, умеет с ними разговаривать, – закуривая очередную сигарету, рассуждала тогда Самойлова. – Ну, позвонила ему, спросила. Он даже не дослушал, сказал, что ничем помочь не сможет, и положил трубку. А ведь мы когда-то очень любили друг друга. Так горько на душе стало!

В тот день я предложил помочь актрисе с уборкой квартиры. Например, помыть окна, которые, казалось, не мыли несколько лет. Актриса отказалась. Сказала, что иногда приходят работницы из Союза кинематографистов и убирают. 

Про слухи о себе (дескать, пьет много и вообще капризная дама) Самойлова, конечно, знала. Сказала, что расстраивается, когда так про нее говорят. 

– Да, я переживаю, живой ведь человек! – с досадой говорила она. – Ну почему люди такие злые?! Могу выпить в компании или на банкете, но не более того. Про мои капризы... Когда режиссер намекал мне, что из-за роли нужно его ублажить в постели, могла и пощечину дать. Это каприз?! Я прямая, открытая, всегда говорю в глаза правду. Поэтому меня и не любили.

– Татьяна Евгеньевна, это правда, что, когда вы были во Франции с фильмом «Летят журавли», вам предлагали сняться в картине «Анна Каренина» с Жераром Филипом?

– Действительно, предлагали. Но я отказалась. Мне кажется, иностранцы не могут хорошо передать в кино русскую классику. Да и вообще рассказать о России у них получается пошло. Я не жалею, что отказалась. Почему-то глубоко внутри я была уверена, что Каренину обязательно сыграю, но в нашей стране. И правда, режиссер Александр Зархи через несколько лет после моей Вероники предложил эту роль. Как же я была рада! Лев Толстой у меня один из любимых писателей. Я и сегодня его часто перечитываю. Порой кажется, что, если вернуться назад, по-другому сыграла бы свою Анну. Как? Ну, может, не такую трагическую, что ли. Думаю, что трагические роли «накаркали» мне много трагедий и в жизни. Они наложили отпечаток на мой характер. Я редко смеюсь, чаще плачу. 

Позже я звонил иногда актрисе. И каждый раз Самойлова радовалась, благодарила, что ее помню. Как-то похвасталась, что дизайнеры из программы «Квартирный вопрос» сделали в ее квартире прекрасный ремонт. У нее было хорошее настроение, предположила, что, может, еще снимется в кино. Но потом телефон ее замолчал, дозвониться было невозможно. Позже выяснилось, что актрисе все чаще приходится ложиться в больницу. Пару раз ее искали с полицией – брат и сотрудники Союза кинематографистов теряли Татьяну Евгеньевну. Как говорят, она могла выйти из дома и запутаться в городе. Мало кого и что узнавала. Потом ее находили в очередной больнице.

4 мая 2014 года Татьяне Самойловой исполнилось 80 лет. Юбилей должны были отмечать на сцене Дома кино, но она снова оказалась на больничной койке. В этот день она и скончалась в реанимации Боткинской. Похоронили Татьяну Евгеньевну на Новодевичьем кладбище. 

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №23-2018.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика