Вдова Папанова: На похоронах матери он поклялся больше не пить

95 лет назад родился Анатолий Папанов. Sobesednik.ru вспоминает артиста вместе с его вдовой Надеждой Каратаевой

Фото: Анатолий Папанов // Фото: Global Look Press

95 лет назад родился Анатолий Папанов. Sobesednik.ru вспоминает артиста вместе с его вдовой Надеждой Каратаевой.

– Мы с Толей познакомились в начале 40-х, в то время я училась в ГИТИСе на первом курсе. Помню, прихожу в институт, вижу, сидит на ступеньках, понурив голову, какой-то парень​, – вспоминает 93-летняя Надежда Юрьевна. – Спрашиваю у него, что случилось, он отвечает: «Очень хочу тут учиться, а меня не берут». У него не было образования даже 10 классов, он парень из простой семьи, был обычным хулиганистым, дворовым мальчишкой. Но очень увлекся занятиями в драматическом кружке и поэтому решил стать артистом. Ну в общем, я подумала, как ему можно помочь, и придумала устроить его в такую театральную студию, где и учатся, и работают. Он прошел там подготовку и потом уже смог поступить в ГИТИС. Выяснилось, что мы еще и живем в одном районе Москвы, вместе с ним ездили домой. Толя всегда провожал меня до самого подъезда, часто сидели у меня во дворе, разговаривали часами обо всем на свете. Потом стал приглашать в кино, ну так и закрутилось.

Помню, привела Толю знакомиться к маме. Я в то время была довольно симпатичной девочкой, и мама, когда он ушел, сказала: «Доченька, это, конечно, твое дело, но ты не могла себе найти кого-то покрасивее?», я ответила: «Мама, зато он талантливый очень!» В 1945 году мы расписались. Он переехал жить к нам с мамой в коммуналку. У него жить было негде, в их маленькой комнатке обитали отец, мама, сестра Толи с двумя детьми. Муж очень любил сидеть на нашей общей кухне. Тут надо отдельно сказать, что в коммунальной квартире было 13 комнат. Он любил наблюдать за народом, подмечал разные характеры и говорил, мол, вот этого и этого можно было бы сыграть. 

Надежда Каратаева
Надежда Каратаева // Фото: архив редакции

После окончания ГИТИСа Толю пригласили в Театр сатиры, туда пошел режиссер Андрей Александрович Гончаров, он учился в одном институте с нами, только на режиссерском факультете. Ну а меня по распределению отправили в Литву, в Клайпеду. В местном театре мне давали хорошие роли, но, правда, там я пробыла недолго – всего один сезон. Ко мне приехал Толя и сказал: «Я в Москве, а ты здесь – это не дело!» И забрал меня. В столице не было работы, я сидела дома. Потом как-то Гончаров спросил Толю, как у меня дела, тот пожаловался, что я без работы. И режиссер сказал, что может меня взять в Театр сатиры, только во вспомогательный состав. Ну я сразу согласилась, мы с Толей хотели работать в одном театре. Практически сразу меня поставили в один спектакль с Татьяной Ивановной Пельтцер, мы с ней очень подружились, она меня поддерживала. Постепенно я перевелась в основной состав. 

Руководство дало нам с Толей крохотную комнатку в пристройке к театру. Нашими соседями были Вера Васильева с Володей Ушаковым, Пельтцер. Жили мы дружно, и работа была рядом. В 1954 году у нас родилась дочка, мы решили ее назвать в честь мамы Толи – Еленой. Он очень любил свою маму. Тогда нам театр выделил квартиру, куда мы переехали. После рождения Лены у мужа наступил кризис, в театре все складывалось непросто, был тяжелый период становления, ему давали не те роли, о которых он мечтал. Ну Толя и запил, да еще как! Был у него друг – актер Евгений Весник, вот они вместе и напивались хорошенько. Однажды я вызволяла мужа из милиции. Он сидел пьяный на скамейке, никого не трогал, к нему подошел милиционер и сказал, что тут нельзя сидеть. Толя возмутился, мол, почему это, схватил милиционера за китель и оттолкнул его. Ну, конечно, попал в отделение, там ему назначили исправительные работы. А он в это время должен был выступать в спектакле. Я пошла к начальнику милиции и стала просить: «Дайте мне под охрану, он отыграет, и я его верну вам». Сначала не соглашался, ну а потом я пригласила начальника к нам на спектакль, и ему очень понравилось, как Толя играет на сцене, он его отпустил. 

Они жили в коммуналке, в пристройке к театру, прошли через многие трудности и были невероятно счастливы, что вместе...
Они жили в коммуналке, в пристройке к театру,
прошли через многие трудности и были невероятно счастливы, что вместе...
// Фото: из личного архива

Муж бросил пить после смерти мамы, он знал, что она очень переживала из-за его пристрастия. И на ее поминках он набрался и дал обет, что никогда больше и грамма не выпьет. Соблюдал он это правило всю жизнь, и очень строго, даже на праздник не позволял себе. Он как-то сказал: «Не верь, если говорят, что не могут бросить пить! Для этого нужна только воля». 

Что бы ни происходило в нашей жизни, у меня никогда не возникала мысль развестись. Мы с Толей ни разу друг друга не ревновали. Я, когда выходила за него замуж, была девочкой, и после его смерти у меня никого не было. И я, и он – однолюбы. Когда он стал популярным, а это было уже в довольно зрелом возрасте, то очень деликатно обходился с поклонницами. Он вообще не стремился к славе, натягивал кепку при выходе из дома, чтобы никто его не узнавал. А когда его хвалили в газетах или награждали, он удивлялся: «Да ничего особого я не сыграл! Играю как играю». Толя не кичился, не хвастался. Помню, после спектаклей еще долго сидел в театре, я ему говорила, мол, пошли домой, а он: «Там народу много, пусть разойдутся все, а потом выйдем». Стеснительный был человек. 

Путь к славе Анатолия Дмитриевича был весьма тернист. Он прошел войну, служил в штрафбате из-за того, что однажды с другом убежал в самоволку. После окончания войны никогда не надевал ордена – не считал нужным выставлять напоказ свою боль. Он привык в жизни всего добиваться сам, то же было и в профессии. Он много лет не получал главных ролей в театре, его не брали в кино. Папанов ходил на множество проб, но его раз за разом не утверждали. Оттого он даже уверовал в то, что вовсе не киногеничен. Анатолий Дмитриевич стал популярным и узнаваемым актером после 40 лет, в 1963 году вышел военный фильм «Живые и мертвые» с ним в главной роли. За эту картину он получил Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых. Затем последовал неменьший успех ленты «Дети Дон Кихота». Ну а потом были «Берегись автомобиля» и «Бриллиантовая рука», где дуэт Папанова и Миронова стал одним из кинооткрытий ХХ века. 

Актер никогда не носил ордена, он никому не рассказывал о том, что пережил на войне
Актер никогда не носил ордена, он никому не рассказывал о том, что пережил на войне
// Фото: из личного архива

– Они с Андреем не были близкими друзьями из-за разницы в возрасте, но Толя к нему очень хорошо относился, они много вместе выступали уже после «Бриллиантовой руки». Миронов ведь вместе с нами работал в Театре сатиры, там ему практически сразу стали давать главные роли, потому что он из семьи известных артистов. Но Андрюша никогда этим не пользовался, он был прекрасным актером и не зазнавался. Через 15 дней после смерти Толи Миронов ушел из жизни. Я тогда даже не поверила, что так может быть...

В августе 1987 года страна провожала в последний путь Анатолия Папанова. Ему было всего лишь 64 года. Почему его сердце остановилось, никто не понимает до сих пор. 

– Толя в тот день был один дома. Он тогда спешил на спектакль, решил принять душ, не было горячей воды, и он встал под холодную. У него просто остановилось сердце. Хотя не пил, не курил и на боли в сердце ни разу не сетовал. Но он был все-таки фронтовик, жаловаться не привык, поэтому, может быть, и болело, но он не говорил. После смерти Толи даже не могла представить другого мужчину рядом. Я всю жизнь ему верна и всегда буду любить его. Сейчас мне 93 года, живу одна, все по дому делаю сама, из Театра сатиры уже ушла. Дочка мне каждый день звонит, часто приходит в гости, у меня есть две прекрасные внучки, правнук, так что скучать не дают.

В 1989 году Анатолий Дмитриевич стал обладателем Государственной премии СССР, правда, уже посмертно, за свою последнюю роль в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего». 

– Муж сразу согласился сниматься в этом фильме, потому что всю жизнь играл в комедиях, а тут драматическая роль в таком фильме! Он еще удивлялся, почему взяли именно его, а потом сказал: «Наверное, потому, что им нужен был актер с лошадиным лицом и умными глазами».

Заканчивается фильм словами героя Папанова, которого незаслуженно обвинили в шпионаже, сделали врагом народа, он будто бы прощается со зрителями: «Об одном жалею – годы. Так хочется пожить по-человечески и поработать». 

«Холодное лето» избавило Папанова от страха Бутырки

– Эдгар Дубровский написал сценарий детективного характера о банде, которая разграбила целую деревню. Не хватало одного – политической остроты, – подмечает 77-летний Прошкин. – На дворе 1987 год, у народа было предчувствие больших перемен, и таким образом сценарий поменяло время. Снимали картину в Карелии в деревне Руга на Сямозере. Одна местная жительница дала нам свой дом для съемок, потом я ее пригласил на премьеру фильма. Ее показали по телевизору, и тут же нашлись «доброжелатели», которые вскоре после съемок сожгли ее жилище.

Фильм показали широкой общественности в июне 1988 года. Драма стала лидером проката, ее посмотрели 40 миллионов советских людей. 

– Были определенные сложности с выходом фильма в прокат. Но тогда в художественный совет «Мосфильма» входили историк Егор Яковлев, писатель Рустам Ибрагимбеков, возглавлял совет режиссер Владимир Меньшов. Они посмотрели фильм, он им понравился, благодаря этому картина вышла в свет. 

Стоп-кадр YouTube

После оглушительного успеха режиссер Александр Прошкин, исполнители главных ролей Валерий Приемыхов и Анатолий Папанов получили Гоcпремии СССР. Картина была удостоена «Ники» и Гран-при на международных конкурсах. По итогам опроса журнала «Советский экран» «Холодное лето» признали фильмом года. Но мало кто знает, что изначально драма снималась под одного актера. 

– В Пицунде, в доме творчества, я познакомился с Валерием Приемыховым, он тогда снимался во многих фильмах ленинградского режиссера Динары Асановой. Мы с ним стали товарищами, мне была безумно интересна его личность, и я тогда дал себе клятву, что сниму его. И когда увидел сценарий «Холодного лета», в главной роли – политического ссыльного Лузги – видел только его, а потом уже под него подбирал весь остальной ансамбль.

Вторую главную роль – Николая Павловича Старобогатова, бывшего инженера, обвиненного в шпионаже на Англию – сыграл Анатолий Папанов. 

– Я много хороших актеров пробовал на эту роль, в том числе и Иннокентия  Смоктуновского. Но мне не нужен был рафинированный интеллигент, мы с ним даже из-за этого немного повздорили. Потом возникла идея снять Папанова, он прочитал сценарий и не раздумывая согласился. Конечно, я его брал без проб, понимая, что он прекрасно справится со своей задачей. Однажды спросил его, почему он так быстро согласился сниматься у меня, он ответил: «Когда-то в юности я работал на заводе, там пропали детали, и нас два дня продержали в Бутырке. Страха хватило на всю жизнь!» Этот фильм о его поколении, о том, что его волновало, и эта роль была для него неким освобождением от внутреннего порыва. И на мой взгляд, у него прекрасно получилось работать как драматическому актеру, хотя его эксплуатировали как комика. Папанов был глубоким, замкнутым человеком, который тонко чувствовал время и надеялся на перемены. 

Анатолий Дмитриевич не смог лично получить Государственную премию, его наградили посмертно. Вскоре после съемок он умер.

– Он на съемках чувствовал себя прекрасно и даже хвастался тем, что закаляется, принимая ледяной душ. Насколько я понимаю, этим все и закончилось – он умер в ванной под холодным душем от остановки сердца...

Исполнительницу одной из главных женских ролей – деревенской красавицы Лиды, которую пытались изнасиловать бандиты – тоже искали долго. И поиск той самой стал одной из главных проблем, по словам режиссера. 

– Зоя Буряк тогда училась на 3-м курсе театрального. С одной стороны, она была неопытной, с другой – именно в это время студенты считают себя великими актерами.

Лида стала первой главной ролью Буряк, после премьеры фильма ее актерская карьера пошла в гору, и сегодня она снялась уже в сотне картин. Ее маму в «Холодном лете пятьдесят третьего» сыграла не менее известная актриса Нина Усатова. В то время она только начинала карьеру, была немного опытнее Буряк. Но слава к ней пришла именно после ленты Прошкина. 

– Я уже тогда понял, что Усатова будет великой актрисой, когда увидел ее сцену – она, немая, машет, стоя на пристани, проплывающему кораблю в надежде на спасение от бандитов. Но корабль прошел мимо... 

Сегодня многих из съемочной группы уже нет в живых. В 2000 г. от опухоли головного мозга умер Валерий Приемыхов, в 2009 г. не стало Владимира Кашпура, он сыграл одну из самых ярких ролей – Фадеича, капитана рейда. 

– Этот фильм был созвучен времени перемен, появлению духа свободы. Для меня «Холодное лето» имеет огромное значение, ведь сейчас кино уже не в фокусе внимания, люди хотят развлекаться, а не думать. Но тем не менее сегодня, как и всегда, меня волнует одно: как выжить в нашей стране с прямой спиной и сохраниться как личность. Хочу снять фильм о молодом Бродском – гении, которого вытравили из России. Буду надеяться, что Минкульт сочтет эту идею уместной, потому что других источников финансирования нет. В кино мало кто хочет вкладываться, что очень печально. 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика