Новости дня

19 октября, четверг






































18 октября, среда





Музей музыки и икон в Ярославле: руками... трогать!


Sobesednik.ru побывал в частном музее «Музыка и время», работающем в центре Ярославля уже более двадцати лет.

Это даже целый музейный комплекс, в котором представлены коллекции артиста Джона Мостославского.

На Волжской набережной города погода меняется каждые пять минут: то ливень накрывает, то вдруг выглядывает солнце, а то резкий ветер срывает с туристов кепки и платки. Лишь территории старинной усадьбы, которая в XVIII веке принадлежала купцам Вахрамеевым, кажется, не касаются ни климатические, ни временные перемены. Тут тихо, спокойно, тепло, хотя и находится усадьба на набережной. Во дворе главного трехэтажного особняка расположились домики поменьше, в которых и выставлено более 50 тысяч уникальных экспо­натов.

– Мой отец – артист оригинального жанра, иллюзионист Джон Мостославский – всю жизнь собирал антиквариат, – рассказывает «Собеседнику» хранитель музея Григорий Мостославский. – Он много гастролировал и из каждой поездки что-нибудь обязательно привозил: старинные музыкальные инструменты, редкие чугунные скульптуры, предметы из фарфора, различные часы, колокола и так далее. Все это аккуратно хранилось в семье. А в 1993 году мы с ним решили открыть этот музей. Сначала выкупили одно здание, затем другое, так весь комплекс стал нашим владением. Могу смело сказать, что это самый первый частный музей в России. И аналога ему в нашей стране нет.

Роднина и Попов в фарфоре

Первым из всего комплекса появился музей «Музыка и время». Что любопытно, находящиеся там клавесины, старинные рояли, музыкальные шкатулки, граммофоны – все в рабочем состоянии. И любой желающий может все это потрогать (табличек «Руками не трогать» тут нет), послушать и даже помузицировать. Например, попробовать сыграть на мужской фисгармонии. Почему именно мужская? Потому что сначала при помощи ног и коленей, которыми вы сжимаете подушки, нагнетаете воздух в меха и уже потом играете на клавишах. А это физически достаточно трудно, поэтому раньше на таких фисгармониях играли только мужчины. Еще удивил стол-пианино. Вы можете за этим столом писать письма, а можете и стихи. В нужный момент, чтобы вдохновиться, открываете верхнюю крышку, под которой находятся клавиши, и играете Шопена или «Мурку» – кому что нравится.

В 1998 году в комплексе открылся еще и Музей фарфора. Различных статуэток, ваз, блюд и чашек здесь собралось около двух тысяч. В одном из залов собраны фигурки из немецкого и советского фарфора. И так это знакомо... Ну у кого дома не стояли в сервантах (да и сейчас в семьях сохранились) разные кошечки, собачки, куницы или медведи. Кстати, в нашей стране их начали производить еще при Елизавете Петровне, именно по ее распоряжению был открыт в Санкт-Петербурге Императорский фарфоровый завод. Понятное дело, что изготавливали изделия на европейский манер. Кстати, в Европе раньше были уверены, что фарфор может указать на наличие яда в пище. Считалось, что при соприкосновении с ядом фарфор темнеет.

Французский фарфор представлен фигурками самого Наполеона и его солдат. А вот и наши знаменитости: фарфоровые фигурки балерины Галины Улановой в роли Лебедя, хоккеиста Вячеслава Фетисова, фигуристки Ирины Родниной, клоунов Олега Попова и Карандаша.

Знаменитый фарфор братьев Кузнецовых, которых одно время считали монополистами в этом ремесле, представлен блюдами и чашками. Только здесь уже нет узоров или орнаментов, которые встречаются на сервизах, например, китайских. Именно Кузнецовы – поставщики императорского двора – первыми начали разрисовывать фарфор цветами, пейзажами и даже портретами.

Необычны фарфоровые композиции ярославских мастеров. Например, мужчина, толкающий сломанную машину. Или другой мужик – стоит расстроенный, потому как у него упал и раскололся арбуз. А другого кусает за ногу огромная рыба. Тут же и женщина, которая лупит ребенка по попе. А в литературной композиции – чеховская Дама с собачкой, гоголевская Солоха с чертом, пушкинские Балда и поп.

Эта коллекция пополняется и сегодня, фигурки часто скупают у населения.

«У государства лучше ничего не брать»

В 2006 году был открыт и Музей чугунного литья, самоваров и икон. Самый древний экспонат здесь – самовар конца XIX века. Есть и то, что так напоминает о Советском Союзе – чугунные скульптуры Сталина и Ленина. А еще Мефистофель.

– Знаешь, откуда? – спрашиваю стоящего рядом мальчика, указав на героя драмы Гете.

– Из Перми! – откликается ребенок, подумав, что я пытаюсь узнать его местожительство.

Над самоварами, утюгами и прочей чугунной утварью висят колокола. Всего их тут собрано более тысячи.

– Эти экспонаты бесценны, – говорит Григорий Мостославский. – Мы рады, что к нам ходят люди, ездит много экскурсий. Конечно, бывают в наши непростые времена и сложности. Возьмите муниципальные музеи, областные, государственные – все находятся на дотации государства. У них не болит голова за охрану, за электричество, за воду, за зарплату сотрудникам. А мы существуем только за счет собственных средств. Платим такие же налоги, как и все.

– Григорий, так, может, оформить комплекс как государственный – и легче будет?

– Зачем? Чтобы потом быть обязанным?! Нет, лучше у государства ничего не брать.

Как проехать

От Ярославского вокзала Москвы можно доехать как проходящими через Ярославль поездами (такой идет дольше), так и скоростными с сидячими местами. Такой поезд идет примерно 3,5 часа.

От вокзала общественным транспортом (таких маршрутов много) до остановки «Красная площадь». Перейти на улицу Красный съезд или по улице Советской на улицу Кедрова, по которым пройти до Волжской набережной. На Волжской набережной свернуть направо и идти до дома №33а.

Или с вокзала общественным транспортом доехать до остановки «Торговый переулок». Пройти на улицу Кирова, по которой выйти на Советскую (Ильинскую) площадь. Обойти храм Ильи Пророка со стороны Советской улицы (слева), выйти на Народный переулок, по нему – на Волжскую набережную. На Волжской набережной свернуть налево и идти до дома №33а.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания