16.06.2017

Цыганский театр "Ромэн": 85 лет ярких красок

10 июня Московский музыкально-драматический цыганский театр «Ромэн» завершил 85 театральный сезон

Фото: Театр "Ромэн" 10 июня завершил 85 театральный сезон // Театр "Ромэн"

10 июня Московский музыкально-драматический цыганский театр «Ромэн» завершил 85 театральный сезон. Финальный аккорд был вполне предсказуем: легендарный спектакль «Мы — цыгане» — жемчужина в коллекции театра.

Этот театральный год «Ромэна» выдался насыщенным. В декабре совместно с ВМОМК имени М. И. Глинки, ГЦТМ имени А. А. Бахрушина осуществлен уникальный выставочный проект «От цыганского хора до театра». Он посвящен истории развития цыганской музыкальной культуры и предпосылкам возникновения цыганского театра в Москве и оформлен в формате закулисья. Через костюмы, афиши, фотографии, документы, фрагменты документальных съемок и фильмов было рассказано о представителях цыганских актерских династий, передана красота и многогранность цыганского искусства. Здесь сочетался рассказ об истории цыган, их музыкальных и сценических дарованиях, нашедших воплощение в сценарных сюжетах, ролях, спектаклях и театральных судьбах.

Выбор места проведения выставки — усадьба Ф. И. Шаляпина — не случаен. Великий артист был горячим поклонником цыганского романса, неоднократно посещал ресторан «Яръ», известный цыганскими артистами, и даже выступал на сцене «Яра» с любимым романсом «Очи чёрные». Сегодня на этой сцене (теперь — сцена театра «Ромэн») романс звучит в исполнении Николая Сличенко.

В юбилейном сезоне театр сыграл две премьеры. Одна из них — «Поющие струны души» в постановке режиссера Николая Сергиенко об истории становления театра, о взаимоотношениях трех его основателей: актрисы Ляли Черной, Михаила Яншина и Николая Хмелева.

Николай Сергиенко рассказал о создании спектакля «Поющие струны души»:

— Впервые в истории нашего театра спектакль сделан об актрисе, настоящей легенде театра «Ромэн» Ляле Черной. Она вместе с режиссерами Николаем Хмелевым и Михаилом Яншиным стояла у истоков зарождения театра, стала настоящей примой «Ромэна». История в спектакле незавершённая — мы взяли определенный период жизни: все начинается с выступления хоровых цыган в ресторане и заканчивается смертью Николая Хмелева в 1945 году. Подготовка к спектаклю заняла около года, это было время очень напряженной работы. Мы с моим другом, драматургом Вячеславом Романовым, решили превратить в пьесу готовый киносценарий о жизни Ляли Черной и поставить спектакль на сцене театра. Наша задумка была поддержана художественным руководителем театра Николаем Сличенко. И так совпали звезды, что все это случилось в юбилейный 85 сезон — премьеру спектакля мы выпустили в декабре ко Дню рождения театра.

Весной 2017 г. спектакль «Поющие струны души» был показан в рамках Международного фестиваля национальных театров «Москва — город мира», на котором получил Гран-при.

Вторая премьера этого года — «Бриллианты и любовь», классическая комедия положений о буднях богатого цыганского продюсера Рамира Огневого.

— Жанр комедии положений не совсем привычен для нашего цыганского театра, — говорит режиссер спектакля «Бриллианты и любовь» Николай Лекарев. — Но я умышленно на это пошел, так как за классическую комедию положений у нас в театре никто не брался. Попытки были, спектакль «Четыре жениха» шел как цыганская традиционная комедия в современной обработке, но... Не зря же ведь говорят, что играть комедию нужно так же, как трагедию, только намного серьезнее. Комедию сыграть непросто. Актеру важно суметь рассмешить словом, жестом, интонацией и не скатиться при этом в кривляние… Мне было безумно интересно работать над «Бриллиантами...». Мне кажется, актеры тоже с удовольствием окунулись в этот материал и, я считаю, справились с ним просто на «бис»! В работе самым важным для меня было направить актера в нужное русло так, чтобы он думал, что он сам это придумал, чтобы потом мы все пришли к единому мнению: «Ну, вот видите, можете» — «Да, можем». Для меня это просто высочайшая награда. Я всем артистам очень благодарен. Этот спектакль для меня — своеобразная личная победа: теперь мне есть от чего отталкиваться, чтобы идти дальше, хочется попробовать себя в чем-то другом.

[:image:]

Продолжая разговор о премьерной комедии положений, нельзя не отметить работу художника-постановщика спектакля Анастасии Романцовой. Для нее «Бриллианты и любовь» стали дебютом на прославленной сцене.

— Передо мной стояла непростая задача, — говорит Настя. — Необходимо было создать обстановку богатого особняка цыганского продюсера-миллионера и не впасть при этом в китч, в «цыганщину». Жанр комедии положений обязывает учитывать все перипетии сюжета и динамику спектакля. Не менее сложной была работа и над созданием костюмов: что могут носить персонажи пьесы, какие цвета предпочитают, — все нужно было выяснить и вплести в оформление спектакля.

Для участия в общероссийской акции «Ночь в театре» театр выпустил представление-концерт «1917».

— Семнадцатый год — это переломный для цыганской эстрады момент, — рассказывает сценарист и режиссер представления Валерия Янышева. — После революции многие хоровые цыгане уехали в эмиграцию, но большинство осталось в России. И тем, и другим пришлось приспосабливаться к жизни в новых условиях. Одно дело работать для дворян-эмигрантов, и совсем другое — для красноармейцев. В рабочем клубе не оценят романса вроде «Дышала ночь восторгом сладострастия…». И все же любовь к многогранному цыганскому искусству объединяла и красных, и белых.

Сам проект для меня, — продолжает Янышева, — это возможность рассказать об очень достойных людях, которые служили в стенах этого театра. И не только о них. Во время войны цыгане наравне с русскими, украинцами, белорусами сражались на передовой и в партизанских отрядах. Многие осваивали военные профессии, которые подразумевают очень серьезную интеллектуальную подготовку: они были лётчиками, танкистами, связистами. Самая «страшная» правда о цыганах состоит в том, что они такие же люди, как и остальные. Среди цыган есть хорошие и плохие, труженики и безработные. Нельзя судить обо всей нации по кучке маргиналов, которую нам обычно показывают по центральным каналам. Кроме этого, мне было важно попробовать себя в новом амплуа. Одно дело — видеть текст на бумаге. Но совсем другое дело — создать «картинку» и посмотреть со стороны, как она выглядит на сцене. Вот этот момент «оживления» был для меня очень интересным. Добавлю, что спектакль позволил мне другими глазами посмотреть на людей, которых я много лет знаю. Сезон был творчески напряжённым. Загруженность предельно велика. И тем не менее артисты готовы были прийти в неурочное время только ради того, чтобы выпустить постановку в самые короткие сроки! Это показатель отношения и к театру, и ко мне лично. Низкий поклон всем участникам проекта «1917». Мы доказали, в том числе и себе, что можем, показали, на что способны. И очень приятно, что публика тепло приняла нашу историю.

В рамках участия в общероссийских акциях «Ночь музеев», «День в театре», «Ночь культурного наследия» театр организовал специализированные мероприятия и экскурсии по театру, 1 июня отметил праздник День защиты детей, не остался в стороне от социальной акции ко Дню пожилого человека. Специальным показом спектакля «Здравствуй, Пушкин!» 6 июня театр «Ромэн» отметил День рождения великого русского поэта.

В театре отметили юбилеи и круглые даты Народные артисты РФ Борис Ташкентский, заслуженные артисты Серафима Золотарева, артисты Лариса Алексеевна Муштакова, Олег Манциленко, Елена Кумалагова, Алмаза Плахотная, Руслан Лалай.

Была принята в труппу артистка, выпускница 2016 г. Института искусств г. Абакана Рада Гашпаревич (курс А. Смирнова и Е. Шекляевой). Как с приглашенной актрисой театр начал сотрудничать с продолжательницей актерской династии Наной Муштаковой, выпускницей Театрального Института им. Б. Щукина (курс Н. Дворжецкой и Р. Туминаса).

Новый театральный сезон начнется 19 августа и по давней традиции откроется спектаклем-визиткой «Мы — цыгане», в котором на сцену выходит художественный руководитель театра, Народный артист СССР Николай Алексеевич Сличенко.

[:image:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика