Глава "Роскино" – о повышении пошлин на фильмы в 1400 раз
Sobesednik.ru обсудил предложение Минкульта повысить пошлины на зарубежные фильмы в 1400 раз с главой «Роскино»
Sobesednik.ru обсудил предложение Минкульта повысить пошлины на зарубежные фильмы в 1400 раз с главой «Роскино».
Фонд кино и Министерство культуры высказали предложения о повышении пошлин на показ иностранного кино почти в 1,5 тысячи раз. Также предлагается повысить плату и за выдачу прокатного удостоверения для российских фильмов, однако им затраты обещают скомпенсировать.
— Думаю, одна такая мера не поможет нашей киноиндустрии, — комментирует этот проект Sobesednik.ru глава «Роскино» Екатерина Мцитуридзе. — Нельзя решать спонтанно, должен быть комплекс мер реорганизации, системная реформа. Надо провести анализ рынка, устроить общественную дисскуссию с участием профессионального сообщества, с продюсерами, прокатчиками, владельцами кинозалов, аналитиками. А также привлекать к обсуждению финанистов, потому что кино — это бизнес. Хотя в нашей стране это еще сложно назвать бизнесом потому, что большинство фильмов находятся на государственном финансировании. И это замечательно, но параллельно с господдержкой должны создаватся условия для развития реального рынка, нужны долгосрочные перспективы развития.
— Екатерина, а что это за комплексные меры?
— Их много, это долгий и серьезный разговор. И это не ограничительные, а стимулирующие меры. Необходимо провести исследования, использовать международный опыт. Я не говорю, что нужно тупо заимствовать, но многое можно адаптировать для нашей страны. Во Франции, в Италии, например, где зрители любят, ценят и смотрят свое кино. В Китае, где тратят огромные деньги во всем мире, чтобы лоббировать национальный кинематограф. У них существует жесткая квота на иностранное кино, но параллельно они вкладывают сотни миллионов долларов в киноиндустрию Соединенных Штатов, например покупают сети кинотеатров или интернет ресурсы. Все это реальный протекционизм. Правда, на мой взгляд, французская модель для российской действительности гораздо легче адаптируема.
— А может, главное — снимать хорошие, качественные фильмы, и тогда зритель будет больше смотреть наше кино?
— Безусловно. Но, понимаете, в хорошее кино надо вкладывать немалые деньги.
Почему часто критикуют наши фильмы, которые по «зрелищу» проигрывают голливудским картинам? Это часто вопрос «недокачественных» спецэффектов, которые стоят огромных средств. При этом вот вышел зрелищный «Викинг», который снят на скромные по голливудским меркам бюджет, или тот же «Экипаж» или «Притяжение». Эти фильмы играют с голливудскими в гольф на футбольном поле с ипользованием теннисных ракеток!
Те, кто критикует наших кинематографистов, часто не понимают, как вообще строится российская система кинопроизводства. Годовой бюджет российского кино — примерно $100 млн (около 6 млрд руб.) — равен бюджету одного не самого дорогого голливудского блокбастера. Для повышения качества фильмов также нужна более профессиональная экспертиза.
— Если предложение поднять пошлину для иностранных фильмов еще как-то объяснимо, то зачем поднимать цены на прокатное удостоверение и для российских фильмов?
— Повторюсь: логики в таком решении нет. Я уверена, что Министерство культуры искренне желает помочь нашему кинематографу, но видит эту помощь по-своему. Опять же, абсолютно необходимо вынести этот конкретный вопрос, так же как и в целом вопрос системной реформы кинематографа, на обсуждение профессионалов, выслушать все мнения, взвесить все за и против, и принимать продуманные решения, способные повлиять на процесс в целом.
* * *
Подробнее о реакции киноиндустрии России на предложения Минкульта читайте в грядущем номере «Собеседника» — №4 '17 в продаже с 31 января.
[:wsame:][:wsame:]