Новости дня

13 декабря, среда































12 декабря, вторник














Сериал "София": про веру, царя и Отечество

«Собеседник» №44-2016

«Бояре очень гневались, что государственные дела царь-батюшка решает в опочивальне» // Стоп-кадр YouTube

Sobesednik.ru узнал подробности съемок сериала «София» о жизни Зои (Софии) Палеолог и русского царя Ивана III.

«Софию» уже успели назвать самым дорогостоящим сериалом за всю историю российского ТВ. Если и рассказывать о царе, то с царским размахом. На правильное, нужное кино деньги мы всегда найдем: и на шикарные декорации, куда после съемок будут водить экскурсии, и на старинные костюмы, и на соболиную шапку Иоанну.

Женитьба как манок

«София» снималась по заказу телеканала «Россия 1» и Министерства культуры. Госсубсидию от Мединского этот сериал получил одновременно с «Екатериной». Императрица, как известно, присоединила Крым еще раньше Путина. А Иван III этот процесс начал – мирным договором с Крымским ханством, которого удалось добиться стараниями посла России в Крыму боярина Ивана Мамонова (в фильме его роль исполнил Борис Невзоров). Правда, создатели сериала думают, что все это широкому зрителю мало известно. Вот они и хотят «открыть глаза».

– Идея, помимо зрелищной, развлекательной, самая что ни на есть благородная – просветительская, – рассказала Sobesednik.ru автор сценария Елена Райская. – Мы надеемся, что люди, посмотрев сериал, захотят более глубоко изучить эту абсолютно славную эпоху. Узнают, например, откуда взялся двуглавый орел, который является гербом Византии. Ну и массу других нужных и полезных для каждого гражданина знаний.

– Женитьба – это ведь только завязка?

– Манок, но он соответствует действительности. У Ивана III и Софии Палеолог была колоссально сильная физическая и духовная связь. Подтверждением тому являются 14 детей, которых она родила – правда, не все они выжили, – да и тот факт, что бояре очень гневались на Софию, говорили, что государственные дела царь-батюшка решает в опочивальне. Царь советовался с женой по многим вопросам. София очень хотела вернуть утерянную Византию. И вернула ее, но несколько в ином виде – Руси.

– Перед вами ставили задачу привнести идеологическую ноту?

– Даже если бы эту задачу не ставили, это бы неизбежно всплыло. И это тоже правда. Иван III в самом деле был если не окончательным собирателем русских земель, то зачинателем этого процесса, который завершал уже его внук Иван Грозный.

– Евгений Цыганов в роли Ивана III вам понравился?

– Я сильно сомневалась, что это правильный выбор. Мне казалось, у него будет иронично-холодный взгляд, который мы видели в «Оттепели» и других его картинах. Но еще до премьеры посмотрела несколько готовых сцен и поняла: Евгений здесь играет очень убедительно, на полную катушку.

Экранной женой Цыганова стала актриса Мария Андреева, известная по фильму «ДухLess» и сериалам «Палач», «Шакал» (в обоих – журналистка «Советской трибуны»). А еще всего за неделю до того, как увидеть Андрееву царицей, мы наблюдали ее на том же канале и в то же время в роли девушки главаря «Черной кошки».

Экранной женой Цыганова стала актриса Мария Андреева / Стоп-кадр YouTube

Дал царю по лбу

Митрополита Филиппа, который до последнего противился «преступному» браку Ивана III с католичкой Софией, но все-таки обвенчал их, сыграл Петр Зайченко.

– Главным условием моего утверждения на роль было, чтобы я отпустил бороду, – вспоминает актер. – Кстати, и у Цыганова в фильме своя борода. И длинные волосы. Мы с Женей подружились на съемках. «Петрович, – сказал он мне, – я в истории не так силен, как вы...» Тогда я ответил: «Ты, Женя, играешь предшественника Петра I. Ты строишь великое государство, а я, митрополит, – великую веру!» Мы с Женей одну сцену придумали, о которой режиссер даже не подозревал. После отравления сына Иван III в отчаянии носится по палатам, сходит с ума от горя, твердит про конец света. Что я, митрополит, делаю в этот момент? Бью царя по лбу! Митрополит – он даже выше, чем царь! Так Цыганов и играл.

– Кто учил вас быть митрополитом?

– Отец Вячеслав. Я познакомился с ним в Казанском соборе, рядом с которым в Волгограде живу. Киногруппа потом даже прислала ему колоссальную грамоту-благодарность за то, что был моим наставником. А еще до съемок я получил благословение от нашего митрополита Волгоградского и Камышинского Германа.

Костюмированная агитка?

Как узнал Sobesednik.ru, в «сериале государственной важности» даже снялся один депутат Псковского облсобрания. По признанию единороcса Алексея Севастьянова, организаторы фильма, снимавшегося в Псковском кремле, сами предложили ему это. У Севастьянова, актера по образованию, есть киноопыт. Правда, до прихода в политику ему в силу специфической внешности предлагали роли одних бритоголовых бандитов. Зато после получения мандата у Севастьянова только благородные образы. Например, адъютант полковника в фильме «Батальонъ». А теперь еще и царский воевода.

– Сериалов такого масштаба в России еще не снимали, – заверяет продюсер «Софии» Андрей Бегунов. – Иван III достоин того: он почти в два раза расширил границы Московского государства, объединял территории, ранее входившие в состав Киевской Руси. И именно при нем впервые появился термин «государь всея Руси», обозначавший независимого правителя.

– Я понимаю, почему ТВ обратилось именно к личности Ивана III: его время удивительно созвучно нашему, – рассуждает историк РАН Лев Коростылев. – От отца (Василия) ему досталось тяжелое наследство: раздробленность, междоусобные войны. Здесь явная параллель с проблемами, которые пришлось решать после Ельцина нынешнему президенту. Иван борется с Ордой, с Литовским княжеством, имеет дело со сплошь вероломными противниками – точно так же нам сейчас преподносят ЕС и НАТО, сборище «подлецов», которые якобы спят и видят, как бы подмять под себя все постсоветское пространство. Но лидер России – что тогда, что сейчас – способен дать им отпор. Видимо, создатели сериала рассчитывают, что именно такой вывод должны сделать зрители. По моему мнению, это не что иное, как костюмированная агитка.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания