Тайны музея "Мосфильма". Репортаж "Собеседника"

Sobesednik.ru отправился на фотопрогулку по киноконцерну «Мосфильм», где снимались самые известные отечественные фильмы

Фото: Эмблемой киностудии является «Рабочий и колхозница». Скульптура впервые появилась в 1947 году в качестве экранной марки «Мосфильма» в фильме «Весна» // Анатолий Ломохов

Sobesednik.ru отправился на фотопрогулку по киноконцерну «Мосфильм», где снимались самые известные отечественные фильмы.

«Мосфильм» – главная киностудия страны, ее называют «фабрикой грез», здесь происходили знаковые встречи начинающих актеров, режиссеров с мэтрами киноиндустрии. Мы прошлись по улицам Москвы и Петербурга XIX века, увидели золотой шлем из «Джентльменов удачи», платье Элен из фильма «Война и мир», царский костюм героя Юрия Яковлева из комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», машину, в которой ехали на дачу главные герои фильма «Москва слезам не верит», и еще много всего интересного.

Два года назад киностудия отметила 90-летний юбилей. Днем рождения «Мосфильма» считают 30 января 1924 года, в этот день состоялась премьера первого полнометражного немого фильма «На крыльях ввысь» режиссера Бориса Михина. Он же стал первым директором студии. Сейчас это самая крупная фабрика кино в России и одна из крупнейших в Европе. «Мосфильм» занимает 34 гектара в Москве близ Воробьевых гор, поэтому его называют «город в городе», здесь царит особая атмосфера. Студия условно разделена на две площади: имени Леонида Гайдая и имени Сергея Бондарчука, есть на территории небольшой парк, пруд с утками, памятник операторам, скульптура девушки с хлопушкой и даже двухэтажный трамвай, ходивший по Москве 100 лет назад. За все время существования киностудии тут сняли более 3 тысяч фильмов, многие из них вошли в золотой фонд мирового киноискусства. Сегодня в павильонах, оборудованных по последнему слову техники, снимают не только кино, но и рекламу, телевизионные передачи, «Голубые огоньки», множество сериалов. К слову сказать, «Мосфильм» не живет за счет государственных дотаций, существует на самоокупаемости, ежегодно платит несколько сот миллионов налогов.

[:image:]

Мы присоединились к экскурсии по «Мосфильму». Как театр начинается с вешалки, так и киностудия – с музея. Сначала нам показали коллекцию ретроавтомобилей, она насчитывает 80 экспонатов.

– Абсолютно все машины в рабочем состоянии, периодически их берут на съемки, – отмечает экскурсовод. – Коллекция у нас постоянно пополняется: какие-то автомобили собираются в мастерских, какие-то нам дарят, другие же мы покупаем у частных лиц.

У каждого экспоната своя история, например есть трактор «Фордзон», на котором ездили герои советской семейной телесаги «Вечный зов».

– Сегодня тематика колхозов в нашем кино непопулярна, поэтому, несмотря на то, что он находится в рабочем состоянии, его на съемки давно не берут, – дополняет гид.

[:image:]

Есть «Москвич-401», на котором главные герои фильма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» ехали на дачу знакомиться с родителями жениха Тони (героини Раисы Рязановой). Не так давно «Мосфильм» приобрел у одного якутского бизнесмена американский «Бьюик Кабриолет». Владелец автомобиля утверждает, что на нем катался последний император Маньчжурии Айсиньгеро Пуи. Самая старая машина в музее – германский грузовик «Магирус» 1912 года, за 104 года колеса из литой резины ни разу не меняли, автомобиль до сих пор продолжает сниматься.

Привлекает внимание гостей киностудии огромный китайский лев, висящий на потолке. Он сделан специально к фильму Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя». После съемок картины в музей этот экспонат передал сам народный артист СССР.

При входе в другой зал музея сидит большая картонная фигура актера Олега Басилашвили. По словам экскурсовода, он здесь для охраны зала. В музее есть форма участников подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии в 1945 году. Ее сделали для съемок фильма гендиректора «Мосфильма» Карена Шахназарова «Белый тигр», форму воссоздавали по архивным документам с исторической точностью. В центре экспозиции – восковая фигура маршала Жукова. Показали нам и макет деревни, которую выстроили в натуральную величину на подмосковном полигоне для сцены танкового боя в «Белом тигре» (это был один из самых дорогих фильмов, бюджет картины, вышедшей на экраны страны в 2012 году, составил 11 миллионов долларов. – Авт.).

[:image:]

Осталась и часть роскошных декораций картины Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви», в 2005 году отмечали 200-летие со дня рождения великого сказочника. Эльдар Александрович к этой дате снял фильм о его жизни. Для картины на территории «Мосфильма» построили целый старинный город, но обычно после окончания съемок декорации просто выбрасываются. Однако здесь получились такие красивые декорации, что за них художник киноленты Людмила Кусакова получила премию «Золотой орел». В музей передали площадь датского города Оденсе (родина писателя) со старинным фонтаном желаний.

Показали нам и огромный макет китайской деревни, которую выстроили в натуральную величину в Крыму для съемок пока еще не вышедшей на экраны новой работы Шахназарова «Анна Каренина». Увидели мы Италию эпохи Возрождения – декорации к комедии Шахназарова «Яды, или Всемирная история отравлений». В центре сюжета – семья папы римского Александра VI Борджиа, его сына Чезаре отравили сильным ядом. Ходила легенда, что если искупаться в крови только что убитого быка, то можно спастись от смерти. Конечно, настоящее животное для съемок не убивали, сделали деревянный макет быка, лежащего ногами вверх, который нам и показали. В кадре место разреза тела быка для натуральности обкладывали кусками мяса, все вокруг заливали искусственной кровью, поэтому в ужас, который нам показывают, мы легко верим.

[:image:]

Сохранилась в музее и уникальная коллекция доспехов, среди прочих экспонатов есть и древнерусская кольчуга, которая снималась в фильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», вышедшем в 1938 году. Не оставили никого равнодушными старинные кареты, которые тоже в рабочем состоянии, так как регулярно бывают в реставрационных мастерских.

– Вот эта карета XVIII века, – добавляет историческими деталями свой рассказ экскурсовод. – Она снималась в знаменитых картинах Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!» и «Тайны дворцовых переворотов».

[:image:]

Есть в музее и отдельный стенд с головными уборами: наверху – корона Российской империи, специально сделанная для фильма «Новые приключения неуловимых»; конечно, в кадре была копия, изготовленная в Чехии из хрусталя. Гости «Мосфильма» сразу узнали знаменитый шлем, за которым охотились герои культовой комедии Александра Серого «Джентльмены удачи»:

«– Скажите, сколько весит этот шлем?

– 5 килограммов 243 грамма чистого золота.

– Да... Тяжелая шапочка.

– Товарищ полковник! Ведь это же уникальнейшая археологическая ценность. Все данные подтверждают, что это как раз именно тот самый шлем, который был утерян Александром Македонским во время его Индийского похода».

[:image:]

– На самом деле это обычная пожарная каска, ее покрасили в золотой цвет, к ней приделали рога и мордочку животного, – передает тайны закулисья наш гид.

После посещения музея нас отвели в старинный город, который построили 13 лет назад к фильму Шахназарова «Всадник по имени Смерть». Сейчас здесь снимаются многие исторические киноленты. Город условно разделен на две части: Москва XIX века и Петербург этого же периода. На обеих улицах настоящая каменная брусчатка. Декорации часто переделывают под необходимые по сценарию условия.

– Чего у нас тут только не было, – подмечает гид. – И Париж XIX века, и Средняя Азия, и Тифлисская губерния. Для съемок «Белого тигра» улицы переделывали в полуразрушенный Берлин 1945 года. Была здесь и Дания 200-летней давности.

[:image:]

Огромный интерес вызвала роскошная коллекция костюмов: платье Элен из фильма «Война и мир» Сергея Бондарчука, монашеская одежда Андрея Рублева из одноименного фильма Тарковского, сказочные костюмы из фильма «Сказка о царе Салтане», царский костюм из картины Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» и многие другие.

В главном корпусе киностудии мы были поражены натуральностью подвижных декораций к фильму «Вий» (1967) Александра Птушко. Ведьма, черти, гроб, Вий, семинарист Хома Брут – от их вида у всех собравшихся пробежали мурашки по коже.

В общем, «Мосфильм» – место весьма необычное, действительно с особой киношной энергетикой, которая заряжает и дает уверенность в том, что расцвет российской киноидустрии близок...

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика