Тайны создания фильма "О бедном гусаре замолвите слово"

Съемки фильма Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово» проходили непросто. Все тайны его создания узнал Sobesednik.ru

Фото: Эльдар Рязанов // Russian Look

Съемки фильма Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово» проходили непросто. Все тайны его создания узнал Sobesednik.ru.

35 лет назад состоялась премьера легендарного фильма Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово». Sobesednik.ru узнал, почему режиссер просил прощения у актера Борислава Брондукова, как Евгений Леонов и Станислав Садальский подрались на съемках и из-за чего долго не могли найти актрису на главную роль.

Работа над фильмом оказалась достаточно непростым испытанием для съемочной группы. Долгое время никак не могли утвердить сценарий. Когда режиссер Эльдар Рязанов пришел в Комитет по кинематографии СССР, то сценарий не приняли. Затем он его отнес на Центральное телевидение СССР. Осенью 1979 года картина была принята в производство на ТО «Экран».

[:wsame:]

Позже в своих мемуарах «Неподведенные итоги» сам Рязанов вспоминал: «Меня дергали еженедельно. Поправки и замечания сыпались регулярно, а во время подготовительного периода картину дважды закрывали. Все это происходило оттого, что взбешенные аппаратчики из Госкино систематически «сигнализировали» в разные высокие инстанции. Вероятно, моя персона и картина (я не страдаю манией величия) были не главной причиной, а скорее лишь поводом для Госкино пощекотать нервы конкурирующему учреждению. Регулярные доносы дергали руководство Гостелерадио, которое в свою очередь дергало нас».

[:image:]

Самое неожиданное обстоятельство, которое повлияло на изменение в фильме, – это вступление советских войск в Афганистан в декабре 1979 года. Изначально граф Мерзляев был жандармским офицером, но кинематографическое общество поставило под запрет любое упоминание об этом силовом ведомстве. Чтобы стать причастным к спецслужбам, Мерзляеву приписали чин тайного советника.

[:wsame:]

Когда съемочная группа должна была отправиться на съемки в Петербург, то ее остановили, так как пришел приказ о закрытии картины по личному распоряжению председателя Гостелерадио Сергея Лапина. После этого Рязанов решил совсем закрыть картину: «Не стану описывать то, что мы тогда испытали, чтобы не травить душу... Мы вернулись на «Мосфильм». В моей комнате ждал Станислав Садальский, загримированный и одетый в гусарский костюм. Я сказал ему: «Всё, Стасик, этого фильма не будет. Его закрыли. Так что встретимся на другой картине. Иди разгримировывайся...» На глазах Садальского появились слезы. Он не мог прийти в себя и плакал».

Появиться на свет картине помог случай. Когда председатель Гостелерадио Сергей Лапин внезапно слег в больницу, то вместе с ним лежал и директор «Мосфильма» Николай Сизов, который и заступился за Эльдара Александровича, так сказать, замолвил слово.

Зимой 1980 года фильм был показан комиссии, которой не понравился столь трагический финал, где умирает Бубенцов (Евгений Леонов). За два дня до самой премьеры были внесены существенные правки председателем Гостелерадио, который был против трагических сцен. Таким образом, были вырезаны сцены с похоронами Бубенцова. После премьеры картину отложили на 5 лет.

Эльдар Рязанов извинился перед Брондуковым

В 1980 году Борислав Николаевич с большим успехом снялся у Эльдара Рязанова в фильме «О бедном гусаре замолвите слово».

[:image:]

– В этой картине Броня сыграл тюремщика, – вспоминает вдова народного артиста УССР Екатерина Петровна. – Он рассказывал, как на съемках специально не выполнял указания Рязанова, делал все, как сам считал нужным. Когда Эльдару Александровичу это надоело, он приостановил рабочий процесс и стал выяснять причину такого поведения, муж уговорил его прекратить ругаться и посмотреть отснятый материал. Уже на следующий день режиссер извинился перед Броней: «Я был не прав. Играйте так, как считаете нужным». Тогда вся съемочная группа буквально лишилась дара речи.

[:wsame:]

Далее последовали фильмы «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Зеленый фургон», «Мы из джаза». В общей сложности Брондуков сыграл около двухсот ролей и буквально не щадил себя. В результате чего у него случились два инсульта.

– У Брони нарушилась речь, – неохотно вспоминает вдова артиста. – Я его учила заново говорить. Конечно, он потом снимался, но его уже переозвучивали. Когда Броня совсем не смог работать, то нам стало тяжко. Денег практически не было.

В 1997 году у Борислава Николаевича случился третий инсульт, после которого актер три дня пробыл в коме. Несмотря на то, что он пришел в себя, так и остался неподвижным. Чтобы хоть как-то выжить, Екатерина Петровна решила увезти семью в деревню под Киев, а квартиру в самом городе сдать. На вырученные средства Брондукову сделали операцию по удалению гематомы мозга, после которой врачи прогнозировали ему всего несколько месяцев жизни.

– Он мог только глазами выражать свои чувства. Они были полные тоски и немощности. К сожалению, супруг не мог уже присутствовать на свадьбах своих сыновей, поэтому всю церемонию смотрел на кассете, а на его глазах были слезы. Когда он пересматривал «Афоню» или «Приключения Шерлока Холмса», тоже плакал.

[:image:]

10 марта 2004 года актер стал терять сознание и сердце его остановилось навсегда.

– Даже перед самой смертью Борислав все равно боролся за жизнь: его дыхание то останавливалось, то опять начиналось, – признается вдова народного артиста УССР. – За несколько минут до ухода он зажмурил глаза, побелел и перестал дышать...

Актера похоронили на Байковом кладбище в Киеве.

[:wsame:]

Гафт: «Меня не хотели утверждать»

В этом году, 2 сентября, народный артист России Валентин Гафт отметил свое 80-летие. В фильме он сыграл одну из главных ролей – полковника Ивана Покровского, который воплотил образ настоящего командира, друга и товарища. Он до последнего был уверен в своих гусарах и относился к ним, как к своим сыновьям. В фильме Валентин Иосифович исполняет знаменитый романс «Я пережил и многое, и многих».

[:image:]

– Очень благодарен Эльдару Александровичу за то, что он отстоял мою кандидатуру на роль полковника Покровского. Меня вначале не хотели утверждать, но помог мощный авторитет режиссера, он уговорил партийное руководство пойти навстречу. Я вообще очень обрадовался предложению Рязанова сняться у него. Честно говоря, никогда не рассчитывал на славу и киноуспех, много работал в театре и о съемках в фильмах почти не думал. Да, предложений было много, как и картин с моим участием, но все-таки никогда не считал себя киношным артистом. Со временем пришло осознание, что я накопил определенный опыт и мне хочется его передать массам людей. И вот фильм «О бедном гусаре замолвите слово» как раз позволил мне все то, что накопилось, выплеснуть.

Леонов и Садальский подрались на съемках

На роль корнета Алексея Плетнева пробовались такие замечательные актеры, как Александр Абдулов и Валерий Шальных. В результате играть корнета суждено было Садальскому, который попросил у Валерия Александровича почитать сценарий. Режиссер и народный артист России Владимир Мотыль, с которым актер работал ранее, порекомендовал Станислава Юрьевича Рязанову.

[:image:]

В интервью минской газете «Однако, жизнь!» Станислав Садальский поведал, что между ним и Евгением Леоновым произошла драка:

– В фильме есть сцена, когда я забираю его из тюрьмы, а он на меня налетает: «Сатрапы!..» Ну не могу же я руками хватать человека, если знаю, что его освобожу. Грудью, короче, Леонова тесню, а он шипит: «Ну ты давай, больше напри». Между тем Рязанов командует: «Еще дубль!» «Что делать? – думаю. – Я все-таки офицер». Ну и решил взять партнера за грудки, чтобы он до лица не дотронулся, пока мы беседуем. Леонов опять: «Сатрапы, сатрапы!» – и на меня кидается. Я беру его за ворот, и тут он как закричит: «А! А! Ой-ой-ой! А! А!» Просто на груди у него была густая растительность, и я вырвал один волосочек. Леонов надулся: «Работать с Садальским не буду». «Это я с ним не буду», – парирую. Он в свою очередь хотел, чтобы я попросил прощения, а я был против. Уперлись оба, и Рязанов сказал, что, если я не повинюсь, со мной расстанется: дескать, таких, как Евгений Павлович, следует уважать. «Все равно не буду», – талдычу свое. В общем, дошло до предела, и тогда меня подозвала Нина Григорьевна Скуйбина – муза Рязанова – и сказала мне: «Не сердись на него, Стасик, извинись ради картины». Я кое-как выдавил: «Простите меня!», но Леонов бурчал все равно: «Ненавижу, ненавижу, ненавижу».

[:wsame:]

Мазуркевич поразила Рязанова наивным взглядом

Поиски актрисы на главную женскую роль Настеньки Бубенцовой проходили долго. Режиссер пересмотрел многих красавиц советского кино, но так и не смог остановиться ни на одной (известно, что одной из претенденток была Татьяна Догилева). Как говорил сам Рязанов: актрисы были восхитительны, но неубедительны. Когда на пробы приехала юная выпускница Горьковского театрального училища Ирина Мазуркевич, то Эльдар Александрович не смог устоять перед ее наивным взглядом и страстным голосом. «Ирина Мазуркевич, как мне кажется, обогатила роль, внесла краски, свойственные ей самой, сделала Настеньку более лукавой, решительной, хитрой, отчаянной. Я считаю Мазуркевич очень сильной актрисой. Несмотря на молодость, она отлично владела профессией: ей свойственны правдивость, чувство формы, она изящно и легко двигается, очень музыкальна». (Из книги Э. Рязанова «Неподведенные итоги».)

[:image:]

– Пробовалась я в сцене, когда находилась в тюрьме и расстегивала пуговицы перед Мерзляевым. И когда мы закончили, то Рязанов воскликнул: «Умница! Теперь я наконец-то понял, что мне не нравилось в тех актрисах, кого я пробовал на эту роль, – вспоминает Ирина. – Они расстегивали кофточку профессионально, так, как будто для них это привычное, будничное дело. А ты стесняешься!» Затем я спела песню на кинопробе на стихи Марины Цветаевой о героях Отечественной войны 1812 года («...чьи глаза, как бриллианты, на сердце вырезали след...»), и Рязанов меня тут же утвердил.

[:wsame:]

Сам режиссер Эльдар Рязанов в своей книге «Неподведенные итоги» говорит, что в фильме «рассказывается о защите честности, порядочности, благородства перед лицом внутренней опасности, о защите совести от подлецов, наделенных бесконтрольной властью».

Несмотря на то, что гусарскую дружбу хотел разрушить граф Мерзляев, у него ничего не вышло. Потому что командир полка Покровский остался верным своим воспитанникам, защищал их от любой внешней опасности. Он даже был готов заменить Плетнева в строю, когда гусару нужно было расстреливать отца возлюбленной. Когда Покровский наказывал своих подопечных, он не унижал их, а призывал к чувству ответственности. В свою очередь «дети» по-настоящему любили своего «отца».

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика