Бабушка из рекламы молока: Сначала отказалась. Было стыдно

Валентина Ананьина рассказала, почему не хотела сниматься в рекламе молока и как перенесла непростые жизненные испытания

Фото: Валентина Ананьина // Александр Алешкин / «Собеседник»

Валентина Ананьина рассказала, почему не хотела сниматься в рекламе молока и как перенесла непростые жизненные испытания.

Валентина Ананьина – та самая бабушка, которая поит внучат молоком в рекламном ролике. Зрителям она запомнилась, когда кормила супом Евгения Леонова в «Белорусском вокзале», как, испугавшись, сворачивала палатку с мороженым в фильме «Я шагаю по Москве» и горько плакала от тоски по мужу-фронтовику в сериале «Тени исчезают в полдень». Только в 75 лет она сыграла свою первую главную роль – в сериале «Зверобой» на НТВ, а сейчас блистает в «Молодежке» на СТС. В преддверии ее 82-летия мы встретились с актрисой и узнали, почему она до сих пор не получила звания, сыграв более чем в 300 картинах, как пережила потерю мужа и пришла к вере.

Валентиной Георгиевной мы встретились теплым апрельским днем. Несмотря на возраст и трудное прошлое, ее глаза улыбались. Трудно поверить, что детство актрисы пришлось на военные годы.

[:image:]

– Помню, в тот день было пасмурно… Мы любили забираться на забор, зацепляться за верхушки деревьев и глазеть по округе. Вдруг кто-то из ребят радостно закричал: «Война! Война!» Думала, что мальчишки зовут играть... Мы не могли понять, почему взрослые сразу же стали просить нас спуститься... Они были очень встревожены, и тогда стало понятно – что-то произошло. Через несколько дней наша семья уехала на полтора года к дальним родственникам в Нижний Тагил. Там в 1941 году я пошла в школу. Вообще, война плотно вошла в нашу жизнь. Помню, как мы ходили по квартирам, слезно выпрашивали вещи, чтобы собрать посылку для солдат: кто носки даст, а кто просто носовой платок, но и этому были рады.

[:wsame:]

Детство Валентина Георгиевна провела около Новодевичьего монастыря. У нее было своеобразное увлечение – играть на могилах в куклы. Часто сидела у оградки Станиславского, читала о нем, мечтала, как когда-нибудь будет стоять на сцене...

– Раньше самодеятельность была очень развита: я выступала на различных конкурсах, фестивалях – читала стихи. Желание стать актрисой не возникло спонтанно, оно как будто родилось со мной. После школы за компанию пошла с подругой в экономический институт, где отучилась год. Поняв, что больше не могу, отправилась штурмовать театральные вузы. На удивление легко прошла творческий конкурс и была зачислена во ВГИК на курс Юлия Райзмана. Со мной в группе учились Владимир Гусев, Эдуард Бредун, Инна Выходцева.

[:image:]

Впервые юная Валентина попала в кино в картину Григория Рошаля «Вольница».

– Он пришел во ВГИК... и сразу попал на тот момент, когда на предмете «Пантомима» я показывала репку, которую все тянут. Это было очень смешно, а ему понравилось. Так я сыграла в эпизоде Любу.

После окончания института актрису зачислили в Театр киноактера, где она отработала 22 года. За это время сыграла всего лишь в нескольких эпизодах.

[:wsame:]

– Тогда я много снималась, поэтому в театре практически не бывала. Получить роль в спектаклях было крайне трудно. Самая известная моя театральная работа – Коробочка из спектакля «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Никогда никому себя не предлагала и не просила, чтобы мне дали роль. Как-то было неловко это делать... И в голову такое не приходило.

– До поступления в Театр киноактера была жуткой комсомолкой, – продолжает Ананьина. – А когда пришла, увидела, что происходит в его стенах на самом деле. Каждый понедельник актеры обязаны были посещать политучебу. Мне говорили: «Валь, ты пойдешь?» Я всегда соглашалась, но не ходила, так как тогда снималась в кино. Однажды присутствовала на одном из партийных собраний, где кого-то отчитывали ни за что. Это было очень жалкое зрелище. А если у кого-то увидели бы нательный крестик, то могли и выгнать с работы. Ведь тогда строго следили, чтобы человек был атеистически настроен. На это было жутко смотреть!

[:image:]

Валентина Ананьина вышла замуж по любви.

С будущим мужем – оператором Анатолием Барановым – познакомилась на съемочной площадке одной из картин. Их счастливый брак продлился 20 лет, но детей так и не получилось. В 1979 году его не стало. Выжить актрисе помогла вера.

[:wsame:]

– У Анатолия случился инсульт в 49 лет. Две недели вместе с ним лежала на больничной койке. И когда его не стало, то подняла глаза, улыбнулась и услышала музыку. Сама не поняла, что это было! Потом кто-то привел меня в церковь, где я почувствовала благодать. После этого храм стала посещать практически каждый день. На тот момент не знала, как себя там вести – все делала по наитию. Собирала молитвы буквально по крупицам, так как раньше ничего не издавали. Однажды вошла в храм и увидела такую картину: батюшка всех накрывал полотном ткани, потом снимал. Не знаю, почему, но я присоединилась к этой процедуре и лишь потом поняла, что это был обряд причастия. Вообще, истинная вера – это когда веришь в незнаемое. В судьбу не верю, но знаю, что она есть. Каждому из нас предоставляется выбор, но из чего – решать уже не нам. Молодые люди до 25 лет этого не осознают, потому что еще могут что-то поменять, а потом все идет по накатанной: кто-то создает семью, а кто-то живет один и довольствуется карьерой. Заметила, что сейчас молодежь заигрывается в детство из-за отсутствия навыков общения. К сожалению, теперь компьютер – лучший друг.

[:image:]

Творческую судьбу Валентины Георгиевны можно назвать счастливой. Актриса никогда не отказывалась от приглашений в кино. Она снялась более чем в 300 картинах, но звания так и не получила.

– Не знаю, где дают эти звания. Наверно, их получают люди, которые успели подсуетиться. Считаю, что оно ничего не меняет. Если бы за него платили – можно было бы сожалеть (улыбается). Действительно всегда была востребована, но играла в эпизодах. В те годы амплуа значило многое. Мне с моим лицом не давали главных ролей, а сейчас бы могла играть абсолютно всё. Тогда меня брали принципиально на одно и то же: спокойную добрую женщину, маму, учительницу...

Несмотря на то, что 90-е годы называют временем «бескартинья» и многие актеры ушли в небытие, Валентина Георгиевна, наоборот, стала активно сниматься у иностранных режиссеров.

[:wsame:]

– Очень люблю свою профессию и никогда не возникало мысли ее бросить. В то время к нам приезжали иностранцы. Они приглашали меня в картины из-за русской физиономии. Даже Орнелла Мути сыграла мою внучку! Все время удивлялась, почему иностранные режиссеры громко восклицали, когда выходила из кадра. Оказывается, они так выражали свою симпатию. За один съемочный день могла получить до ста долларов, что было тогда огромной суммой. Конечно, мне предлагали уехать за границу. Я два года прожила в Америке, но это не мое.

Когда предложили сняться в рекламе молока, сначала отказалась. Было стыдно, – утверждает актриса. – Но в рекламе крутятся огромные деньги. За один съемочный день я получала до 500 долларов.

Сейчас актриса практически не снимается. Все время проводит в воскресной школе при Новодевичьем монастыре, где является режиссером-постановщиком детских спектаклей.

[:image:]

– В окрестностях Новодевичьего монастыря провела около 35 лет. Здесь знаю каждый уголок! Конечно, возраст уже дает о себе знать, и хочется поделиться своими знаниями, раскрыть детей, оставить что-то после себя. Вообще, очень люблю людей, и интереснее их нет ничего.

Несмотря на возраст, на здоровье актриса не жалуется. Вот уже много лет она занимается гимнастикой долголетия – тайди.

– Это что-то среднее между боевыми искусствами и медленным танцем, – поясняет Валентина Георгиевна. – Помогает поддерживать тело в тонусе, сохранять пластичность движений...

18 мая Ананьина отметит очередной день рождения. По традиции племянники повезут ее на дачу, где вместе будут жарить шашлык и наслаждаться теплым солнышком.

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика