Сергей Лисовский: «Наценку надо ограничивать на всё продовольствие»
Минпромторг, Минсельхоз и ФАС намерены ограничить наценку торговых сетей на социально значимые товары до 5%. При этом перечень таких продуктов власти только ещё собираются составить. Депутат Госдумы Сергей Лисовский считает ситуацию тупиковой. Почему?
– Разве в России нет такого списка продуктов?
– В своё время он был опубликован Минпромторгом. Но туда попали такие товары, которые мало кто покупает. Сейчас, думаю, между ведомствами идут споры. Едва ли туда попадут все те продукты, которые хочет Минсельхоз. Минпромторг ведь по сути стоит на защите торговых сетей, да и сами они наверняка противодействуют. Поэтому ситуация тупиковая.
Наценку надо ограничивать на все продовольствие. Смотрите, что происходит сегодня. На днях я был в Кургане, там есть хорошее предприятие среднего объёма, которое производит молочку. Торговые сети ставят наценку 15-18% на его продукцию. Казалось бы, немного. Но при этом забывают рассказать, что потом с производителя берут ретро-бонус в 5%.
– Что такое ретро-бонус?
– Это бонус, который производитель платит торговой сети за объём проданного товара. Когда-то это была премия за хорошую торговлю. А потом продавцы стали просто брать 5% с оборота по итогам полугода-года. Другими словами, эти 5% уже заложены, и даже если наценку снизят до 5%, все равно это будет минимум 10%.
– А могут ли ведомства просто приказать торговым сетям, по какой цене продавать?
– В законе о торговле есть такая позиция – если в течение месяца резко меняется цена, можно вводить регулирование наценки. Но эта норма обставлена такими условиями, что, если не брать в расчёт прошлый год, за 12 лет эта мера применялась всего лишь пару раз.
– Есть ли выход из этой ситуации?
– Есть. Во многих странах схемы отработаны. Достаточно примерить их опыт на себе.
Например, в Британии, где существует прецедентное право, хотя торговая наценка законом не ограничена, все понимают, что больше 9-12% её ввести не получится.
В Италии при определении цены закупки участвует муниципалитет. То есть, помимо производителей (обычно кооператив производителей), торговых сетей, в ситуации задействован ещё и представитель государства. Цена определяется исходя из себестоимости, которую формирует производитель, – свои расходы плюс 15-20% прибыли на развитие. И договор поставки прописывается на год с фиксированной ценой плюс-минус 5%. Это правило работает в Италии уже 170 лет.
Во Франции тоже государство участвует… Как, собственно, практически везде в мире. Для того, чтобы сети не злоупотребляли своей монополией. Вмешиваясь в процесс, многие государства защищают производителей, тем самым, кстати, защищая и потребителей.
– Читала отзывы экспертов о новации российских ведомств. Многие предполагают, что в ответ торговые сети будут создавать фирмы-прослойки, благодаря которым смогут не уменьшать наценку…
– Нет, это едва ли. Но если мы хотим реально защитить производителя и оградить потребителя от необоснованных цен, есть простой способ. Достаточно законом обязать торговые сети раскрывать цену поставки. Сегодня они запрещают производителям раскрывать эту цену. А вот когда они будут вынуждены работать прозрачно, тогда мы сможем увидеть их реальную наценку – не от последнего посредника, который поставил продукцию в сеть, а прямо от завода-изготовителя.
– Думаю, что сопротивляться этой мере сети будут гораздо более жёстко, чем нынешней инициативе ведомств.
– Сейчас вводится система маркировки «Честный знак», она позволяет отслеживать именно такую цепочку. Это уже есть в фармацевтике. И там уже можно спокойно просчитать наценку. Вспомните, какой в прошлом год был скандал, когда вдруг выяснилось, что цена на одно и тоже лекарство в соседних областях может разниться в три раза. Когда это стало явным, проблему тут же начали решать.
- Ранее торговые сети сами обещали ограничить наценку на ряд социально значимых продуктов 15 процентами. С растущими ценами правительство пытается бороться с 2021 года, используя различные схемы.